II. Проверка домашнего задания
1. Проверка составления плана, выявляющего основные эпизоды, основные события и героев каждой части повести «Княжна Мэри» (работают два человека у доски).
2. Класс в это время обдумывает и дает ответы на вопросы:
- Что занимало Печорина в «Бэле», «Максим Максимыче», «Тамани», «Княжне Мэри»?
- Чему он посвящал там свою жизнь. В чем состояли его намерения, цели?
III. Работа над иллюстрацией М.А. Врубеля (см. первый форзац пособия)
Рассматривая иллюстрацию Врубеля к эпизоду дуэли, ответим на
вопросы:
- Почему художник избрал момент, когда «Грушницкого на площадке не было»?
- Какие чувства заметны в лице и позе Печорина?
- Чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителям спиной?
- Почему на месте дуэли изображены голые скалы?
IV. Работа над новеллой «Фаталист»
- Чем отличается эта новелла от предыдущих повестей?
(У Печорина здесь нет «друзей и врагов», любовь низведена до быта, ему не до Насти, «хорошенькой дочки» урядника, у которого он живет.
Печорин здесь освобожден от конкретных привязанностей, человеческих отношений. В новелле идет речь о предметах более общих, чем человеческие чувства, взаимоотношения, поединки с тем или иным кругом общения. Поэтому эта часть имеет философский характер. Опасность бродит рядом, близка граница между смертью и жизнью, возникает спор, что решает учесть человека: его воля или судьба, предопределение, предписание сил, ему подвластных. Все персонажи новеллы делятся на верящих в судьбу и противящихся ей.)
- К кому из героев относится название новеллы?
(Особое внимание учащиеся уделяют Вуличу.)
V. Слушаем сообщение учащегося о Вуличе
Учащиеся в ходе сообщения ответить на вопросы:
- Почему Печорин Вулича называет «существом особенным»?
- Почему Вулич «никому не поверил своих душевных и семейных тайн»?
- Отчего карточная игра так увлекает Вулича?
- Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари?