II. Проверка домашнего задания

1. Проверка составления плана, выявляющего основные эпизоды, основные события и героев каждой части повести «Княжна Мэри» (ра­ботают два человека у доски).

2. Класс в это время обдумывает и дает ответы на вопросы:

 

- Что занимало Печорина в «Бэле», «Максим Максимыче», «Та­мани», «Княжне Мэри»?

- Чему он посвящал там свою жизнь. В чем состояли его наме­рения, цели?

III. Работа над иллюстрацией М.А. Врубеля (см. первый форзац пособия)
Рассматривая иллюстрацию Врубеля к эпизоду дуэли, ответим на

вопросы:

- Почему художник избрал момент, когда «Грушницкого на площадке не было»?

- Какие чувства заметны в лице и позе Печорина?

- Чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителям спиной?

- Почему на месте дуэли изображены голые скалы?

IV. Работа над новеллой «Фаталист»

- Чем отличается эта новелла от предыдущих повестей?

(У Печорина здесь нет «друзей и врагов», любовь низведена до быта, ему не до Насти, «хорошенькой дочки» урядника, у которого он живет.

Печорин здесь освобожден от конкретных привязанностей, человече­ских отношений. В новелле идет речь о предметах более общих, чем челове­ческие чувства, взаимоотношения, поединки с тем или иным кругом обще­ния. Поэтому эта часть имеет философский характер. Опасность бродит рядом, близка граница между смертью и жизнью, возникает спор, что решает учесть человека: его воля или судьба, предопределение, предписание сил, ему подвластных. Все персонажи новеллы делятся на верящих в судьбу и противящихся ей.)

- К кому из героев относится название новеллы?
(Особое внимание учащиеся уделяют Вуличу.)

V. Слушаем сообщение учащегося о Вуличе

Учащиеся в ходе сообщения ответить на вопросы:

- Почему Печорин Вулича называет «существом особенным»?

- Почему Вулич «никому не поверил своих душевных и семей­ных тайн»?

- Отчего карточная игра так увлекает Вулича?

- Зачем Вулич затевает спор и почему Печорин держит пари?