Рисование на темы

 

Учитывая особенности умственно отсталых школьников, учитель должен направлять свои усилия на активизацию и развитие у них познавательной деятельности. И хотя тематическое рисо­вание в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры не является основной формой работы, все же этот вид занятий играет существенную роль в общем развитии ребенка. Дело в том, что рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюже­тов из окружающей жизни, а также иллюстрирование отрыв­ков литературных произведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации воображения в соответ­ствии с очень определенной целью, поскольку учащимся при­ходится тщательно отбирать необходимые для передачи задан­ной темы объекты, припоминая их конструкцию, форму, цвет и т.д.

Развитие представлений у учащихся на уроках рисования на темы требует определенной системы, четкой последова­тельности и специальной методики. При соблюдении этих усло­вий одновременно с развитием представлений у учащихся совер­шенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства, усиливается деятельность творческого воображения, интенсив­нее) формируется замысел в доступной для умственно отсталых школьников форме. Все это неразрывно связано с развитием у детей простейших способов изображения и умения использовать элементарные средства выразительности.

Для осуществления стоящих перед уроками тематического рисования задач первостепенное значение приобретает содер­жание этого вида работы. Сложные задания, подобранные без учета изобразительных возможностей учащихся, без учета имеющихся у них представлений о том или ином предмете, могут оказаться непосильными для выполнения. И наоборот, чрезмерно простая работа обычно выполняется без должного напряжения, как правило, бывает мало интересной и, что са­мое главное, теряет свое коррекционное значение.

Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать такое содержание рисунка, которое потребовало бы от детей опреде­ленных усилий, связанных с припоминанием, воображением. Не менее важно, чтобы предлагаемые задания были интересны для учащихся, волновали их, «заражали» желанием выполнить рисунок как можно лучше.

Рисование на заданную тему – это не «свободное» рисова­ние, когда учащиеся рисуют по собственному замыслу по известной методике «Рисуйте, что хотите, что любите, что уме­ете». При «свободном» рисовании учащиеся, рисуют так, как знают, как однажды усвоили то или иное изображение. В этом случае обучающая сторона изобразительной деятельности све­дена до минимума. Ошибки, свойственные детям при передаче изображения, не только не исправляются, а, наоборот, закрепля­ются. Целенаправленность действий учащихся при такой, форме работы значительно снижена. Отсюда следует, что «свободное» рисование ни в коей степени не должно заменять тематическое рисование, так как резко сокращает его коррекционные воз­можности.

Рисование по желанию учащихся целесообразно проводить на уроке только в тех случаях, когда учитель не знает состава класса и ему необходимо увидеть детей в процессе деятельно­сти, познакомиться с изобразительными возможностями своих воспитанников, определить их способности к: рисованию. По­следующий анализ работ позволит ему выявить наличие у де­тей представлений и графических умений.

Учебная программа по изобразительному искусству устанав­ливает примерную тематику работ для каждого класса. Одна­ко, для того чтобы учитель мог варьировать задания в зави­симости от состава и возможностей учащихся, рекомендуем наряду с программным материалом следующие темы:

В первом классе: «Разноцветные колеса», «Ярко све­тит солнышко», «Что бывает круглое», «Цветы растут на по­лянке», «Разноцветные лесенки» (большие и маленькие), «Огоньки горят на елке», «Снежная баба», «Первый спутник»; иллюстрирование сказок «Колобок» («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке», «Колобок на пеньке»), «Три медведя» («Три стула разной величины», «Три распис­ные чашки разной величины и окраски»).

Во втором классе: «Большая и маленькая тележки катятся по дорожке», «Деревья осенью», «Рыбки в аквариуме среди водорослей», «Елочные украшения» (шары, снежинки, фонарики, хлопушки и т.д.), «Ветка елки с игрушками», «Снежная баба около дома», «Наша улица» (несколько домов рядом), «Плывет кораблик по волнам», «Первомайский празд­ник» («Дом, украшенный флажками и огоньками»), «Крем­левские звезды над нами горят».

В третьем классе: «Парк осенью», «Сказочная избуш­ка», «Самолеты летят», «Зимний лес», «Я ракету нарисую», «Деревья весной», «Скворечник на дереве», «Листок календаря к празднику 1 Мая», «Ваза с цветами», иллюстрирование рас­сказа, прочитанного учителем.

В четвертом классе: «Наша школа» (фасад школьного здания), «Строительство нового дома», «Салют на Красной площади», «Книги на полке», «Машина везет елку», «Виды транспорта» («Машины на улице»), «Наши спутники в космо­се», «Птичка около скворечника» (около гнезда), «Клетка с птичкой на суку» (на столе), «В магазине игрушек».

Безусловно, учитель будет допускать серьезную методическую ошиб­ку, если ограничиться только сообщением темы, не разъяс­няя ее сущность. В этом случае дети чувствуют себя крайне беспомощными, их рисунки получаются малосодержательными, а изображенные объекты часто не отражают заданной темы. Не зная, что и как рисовать, ученики отвлекаются, забывают о своей работе, начинают нарушать дисциплину. Чтобы этого не случилось, следует постоянно заботиться о формировании у них соответствующих представлений. Учитель должен подо­брать такое содержание учебного материала, которое требует от детей припоминания образов ранее рассматриваемых пред­метов. Школьники должны восстанавливать в памяти и созда­вать по словесному описанию представления об относительно сложных ситуациях. Весьма полезным для этого может быть развернутое объяснение задания, при котором учитель описы­вает два-три предмета, ранее изображавшиеся или наблюдав­шиеся учениками, дает характеристики знакомого графиче­ского образа (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), а также известных пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева), отношений по цвету и величине (большой, ма­ленький, больше, меньше, толще, тоньше, шире, уже).

В качестве примера даем несколько таких заданий:

Задание 1. Дети! Нарисуйте на одном листе два дома: ма­ленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна.

Задание 2. Нарисуйте двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна.

Задание 3. На полке стоят книжки: три толстые и две тонкие. Нарисуйте их.

Задание 4. На одной полке стоят толстые книжки, а на другой – тонкие. Подумайте, как их нарисовать.

Задание 5. Наташа нарисовала две ленты – красную и зеленую. Красная лента широкая, а зеленая узкая. И вы на­рисуйте такие же.

Задание 6. Игорь нарисовал два дома: дом большой и дом маленький. Большой дом пятиэтажный, а маленький одно­этажный. И вы, ребята, нарисуйте такие дома.

Задание 7. Наступила зима. Кругом все в снегу. Дети лепят снежную бабу, строят крепость, катаются с горы на лы­жах и санках, играют на катке в хоккей.

Задание 8. Автобус остановился у арки, на которой было написано: «Пионерский лагерь «Искра». Справа, за оградой, стояли в ряд палатки пионерского лагеря. Слева была мачта, на которой развевался красный флаг. Вдалеке виднелась река.

Задание 9. Охотник вышел на опушку леса и увидел прямо перед собой маленькую избушку лесника. Справа и сле­ва от избушки возвышались холмы. На холме справа росли ели и березы. На холме слева возвышался памятник героям-парти­занам. От избушки к памятнику тянулась узкая тропинка.

Задание 10. Выполните рисунок к загадке К. Чуковского «Чудесные цветы».

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты,

А на них-то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,

Разноцветными.

(Салют)

Для того чтобы рисунок полнее отражал тему, учитель вме­сте с детьми уточняет, какие объекты следует изобразить. Школьники принимают активное участие в выборе и обсужде­нии сюжета. Например, перед уроком рисования на тему «Строительство нового дома» (IV класс) учащиеся рассказы­вают о своих впечатлениях от экскурсии на стройку, которую заранее организовал учитель, о том, какая техника там при­меняется. Дети по очереди называют объекты, которые могут войти в рисунок: несколько этажей строящегося здания; на верху – строители-монтажники; башенный подъемный кран, стрела которого несет панель; по дороге едут автомашины со строительными материалами (везут бетонные плиты, цемент­ный раствор, песок); недалеко от дома работает экскаватор (ковшом роет траншею); рабочие прокладывают трубы; буль­дозер засыпает яму и т.п.

Для уточнения представления о внешнем виде предмета на уроке используются таблицы с изображением строительных машин и детские игрушки: трактор, самосвал, подъемный кран и пр. Учитель дает указания, как лучше нарисовать задуман­ное, где целесообразнее расположить отдельные предметы. Иног­да необходимо показать способ рисования того или иного пред­мета в целом или какой-нибудь его части.

Перед младшими школьниками обычно стоит задача более простая. От них требуется нарисовать по представлению какие-либо один-два предмета. Однако и в этом случае у детей долж­но быть выработано ясное представление о теме и намечен план ее выполнения. Как правило, учитель предлагает подумать, где происходит действие, что надо нарисовать, каких раз­меров, как разместить.

Учебно-воспитательные и коррекционные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться зна­чительно эффективнее, если перед практической работой школь­ников проводится соответствующая подготовительная работа. Сюда следует отнести определение сюжета, перечисление и словесное описание учащимися объектов, включаемых в рису­нок, дополнительное рассматривание и изучение объектов изо­бражения в натуре, различных конструктивных элементов для передачи образа предметов (различные постройки, игрушки с двигающимися частями, и т.д.), организацию комбинаторной деятельности учащихся с моделями для лучшего расположения элементов рисунка в пространстве, объяснение и показ приемов работы, использование игровых моментов и игровой ситуации.

Кроме того, для обогащения зрительных представлений школьников важно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, таблицы с изобра­жением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии. Не следует забывать и о применении диафильмов и диапозитивов. В оборудование уроков тематиче­ского рисования должны входить также игрушки, модели, му­ляжи, чучела птиц и животных и т.д.

Деятельность учащихся становится значительно активнее, а их работа над рисунком более целенаправленной, если учитель включает в урок выразительное чтение отрывка литератур­ного произведения (в соответствии с темой), песню, стихотво­рение, загадку. В качестве примера приводим несколько сти­хотворных текстов, которые учитель может использовать на уроках тематического рисования.

К уроку на тему «Снежная баба» (I класс).

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза – угольки,

Губы – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая?

К уроку на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (II класс).

Это что за дом такой

До краев налит водой?

Хоть без окон, но не мрачен,

Он со всех сторон прозрачен.

В этом домике жильцы – В се умелые пловцы.

 

К уроку на тему «Я ракету нарисую» (111класс).

Я ракету нарисую,

Синей краской обведу,

На борту звезду большую

Разукрашу на виду.

И пускай она искрится

Алым пламенем всегда,

Пусть навстречу звездам мчится

Наша красная звезда.

(М. Пляцковский)

Осуществляя принцип индивидуального подхода в обучении рисованию, в некоторых случаях учитель может взять какую-то незначительную часть работы на себя (например, наметить расположение элементов рисунка), а иногда просто помочь ребенку нарисовать какой-либо предмет. Такую помощь следует считать вполне оправданной, так как она является активизирующим и стимулирующим средством. Даже самые отсталые дети, к кото­рым учитель приходит на помощь, проявляют активность и же­лание лучше выполнить рисунок.

Необходимо отметить, что в младших классах в тематиче­ских рисунках все предметы изображаются, как правило, в один ряд, т.е. на первом плане. Начиная с четвертого класса рису­нок на тему разрабатывается с двумя планами. Ученикам надо объяснить, что одни предметы можно расположить на переднем плане, другие – на заднем. Размеры предметов на разных пла­нах сильно отличаются друг от друга. Чтобы учащиеся поняли разницу в передаче величины предметов, целесообразно рас­смотреть эскиз пейзажа, в котором на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем – мелко.

Для того чтобы знания и умения по композиции рисунка за­креплялись, важно систематически проводить показ и анализ детских работ, выполненных на уроке. Это помогает школьникам понимать достоинства и недостатки своих рисунков.

Оценивая работы, учитель, прежде всего, обращает внимание на то, насколько полно передана тема, проявил ли ученик твор­чество или содержание раскрывается шаблонно, имеется ли сходство между нарисованными объектами и объектами в нату­ре, насколько правильно использован цвет.

В рисунках на темы лучше сочетать работу цветными каран­дашами с акварельными и гуашевыми красками. При выполне­нии рисунков в цвете необходимо объяснить и показать, что надо раскрашивать в первую начинать с ровной заливки больших площадей (небо, земля, тра­ва), а потом переходить к раскраске отдельных предметов, цвет которых на переднем плане всегда должен быть более насыщен­ным, чем на заднем. В рисунках на темы, связанные с зимой, лучше использовать белую гуашь и цветную бумагу (голубую, серую).

Приводим краткое содержание некоторых уроков рисования на темы.

Тема урока. Рисование по замыслу «Что бывает круглое» (I класс).

Цель урока. Развивать у детей умения объединять пред­меты по признаку формы, упражнять их в рисовании круглых форм (вырабатывать навык замыкать линии при рисовании предметов округлой формы).

Содержание урока. В начале урока с учащимися про­водится беседа с целью уточнения их представлений о круглой форме. Учитель показывает несколько предметов, имеющих круг­лую форму (мяч, шар), а затем просит детей вспомнить, что еще бывает круглое. Ученики называют круглые предметы (воздуш­ный шар, апельсин, яблоко, колобок и др.) Учитель предлагает им проделать рукой замкнутые круговые движения в воздухе. После этого учащиеся рисуют круглые предметы у себя в тетра­дях.

При просмотре работ учитель отмечает те рисунки, на кото­рых изображение более всего соответствует форме круга.

Тема урока. Рисование на тему сказки «Колобок» (I класс).

Цель урока. Развивать детское воображение и умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки.

Содержание урока. В начале урока учитель читает сказку и показывает иллюстрации к ней. В урок вносится эле­мент игры-драматизации: неожиданно появляется румяный улыбающийся Колобок (кто-нибудь из учеников, одетый в костюм Колобка), который поет песенку. Он просит ребят, что­бы его нарисовали.

Учитель говорит, что Колобок такой же круглый, как и мяч; и показывает на доске, как его нарисовать. После этого предла­гает ученикам крупно изобразить посередине листа веселого Колобка, который катится по дорожке. Так как Колобок живой и поет песенку, то ему надо нарисовать глаза, нос, рот. В про­цессе работы учитель следит, как учащиеся передают образ ска­зочного персонажа. Дополнительными элементами рисунка мо­гут быть трава, цветы, деревья, маленькая избушка и т.д.

В конце урока учитель вместе с учениками и Колобком рас­сматривают выполненные рисунки и оценивают их.

Тема урока. Рисование на тему «Большая и маленькая тележки катятся по дорожке» (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать изображения прямо­угольной формы разной величины в сочетании с округлыми фор­мами, развивать умение располагать два предмета на листе бу­маги (рядом).

Содержание урока. Этому уроку предшествует занятие по ручному труду на тему «Аппликация тележки». Перед рисо­ванием проводится рассматривание двух игрушечных тележек. Учитель обращает внимание учащихся на части тележки, пред­лагает нескольким ученикам обвести форму тележки и колес указательным пальцем, просит сравнить тележки по величине и цвету.

На доске повешен большой лист бумаги. Учитель вызывает нескольких учеников и те прикрепляют к листу заранее приго­товленные из картона большую и маленькую тележки. Весь класс следит за правильным расположением тележек.

Учитель еще раз останавливается на деталях игрушки, напо­минает, как рисовать прямоугольную форму, где разместить колеса. Затем показывает на доске направление штрихов при раскрашивании и предупреждает детей, чтобы они делали это аккуратно и не выходили за пределы контура.

После того как учащиеся закончат рисунок, учитель предла­гает дополнить изображение каким-нибудь персонажем: «Поду­майте, кого можно посадить в тележки?»

При коллективном рассматривании рисунков учитель, пока­зывая работы, просит отгадать, кто сидит в тележках.

Тема урока. Рисование на тему «Сказочная избушка» (III класс).

Цель урока. Развивать у детей способность творчески передавать в рисунке изображение знакомых предметов и уме­ние использовать в работе приемы декоративного рисования.

Содержание урока. Этому уроку предшествует рисова­ние с натуры игрушечного домика. В процессе работы учащиеся усваивают последовательный ход выполнения задания, учатся передавать графические образы составных частей домика. На уроках декоративного рисования школьники упражнялись в со­ставлении узоров в полосе и усвоили некоторые приемы такой работы.

Учитель показывает рисунки сказочных избушек (рис. 17) и отмечает, что все они украшены веселыми и нарядными узо­рами. На крыше некоторых избушек установлены вырезанные из дерева фигурки петушков.

Учитель уточняет с детьми, какие части избушки украшаются орнаментом (карниз, наличники, ставни, крылечко и т.д.), на­поминает о приемах рисования простых геометрических узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

 

 

Рис.17

 

 

Несколько образцов не­сложных узоров с повторяющимися или чередующимися элемен­тами вывешиваются на доске.

После того как избушка будет нарисована, можно нарисо­вать и ее обитателей. Может быть, на окошке лежит Колобок, или в ней живут Петушок и Зайка.

При рассматривании законченных работ следует отметить те, в которых в большей степени проявились элементы творчества.

 

Рис.18

 

Оценка рисунков проводится также с точки зрения красивого со­четания цветов деталей украшения избушки.

Тема урока. Рисование на тему «Машины на улице» (IV класс).

Цель урока. Учить детей рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержа­нием; располагать предметы на листе бумаги с учетом простран­ства (земля, небо).

Содержание урока. Накануне урока учитель предлагает учащимся посмотреть на улицах города различные машины.

Сначала проводится беседа о видах транспорта, о том, как много машин разной конструкции работает на улицах. Дети называют различные виды транспорта: автобус, троллейбус, лег­ковые и грузовые машины, машины, которые перевозят хлеб, молоко, игрушки, мебель и т. д. С особым интересом ученики говорят об «умных» машинах: автокранах, экскаваторах, снего­очистителях, машинах поливочных, технической помощи и др.

Учитель показывает таблицы, на которых нарисованы маши­ны, затем делает на доске несколько набросков, объясняет, как композиционно оформить рисунок (рис. 18). После этого учащие­ся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какова сущность коррекционно – воспитательной работы на уроках тематического рисования?

2. В чем специфика уроков тематического рисования в школе VIII вида?

3. Каково содержание уроков тематического рисования ?

4. Чем отличается рисование на тему от «свободного» рисования?

5. Какие методы применяются при обучении учащихся рисованию на заданную тему?

Какое значение имеет индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства?

Глава 7