Рисование с натуры
Рисование с натуры для учащихся школы восьмого вида представляет определенную сложность, так как они не могут самостоятельно, целенаправленно наблюдать и анализировать объект изображений (его форму, строение, величину отдельных частей, их взаимное расположение и цвет). Глядя на Икой-нибудь предмет, ученики не стремятся рассмотреть его во всех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим, ограничиваются только Иамым общим узнаванием предмета. В связи с этим рисование с натуры нередко заменяется рисованием по памяти, по представлению (знанию, припоминанию) предмета. Фактически процесс обучения приобретает некоторую двойственность: с одной стороны, учитель стремится научить ребенка «видеть» натуру, сформировать у него умение наблюдать и изучать предмет, с другой стороны, в силу своих возрастных и психофизических особенностей умственно отсталые дети рисуют по представлению, с воспроизведением лишь общих, наиболее характерных и существенных признаков объекта.
Таким образом, первоначальная задача заключается в том, чтобы постепенно научить школьников последовательно и целенаправленно ИДыиюдать натуру, а затем на последующих этапах выработать у них умения правильно воспринимать и графически воспроизводить изображаемый предмет.
Недостаточная активность и слабая целенаправленность процесса восприятия умственно отсталых детей требует от учителя особой организации их деятельности на занятиях по рисованию с натуры. К этому необходимо приступать задолго до проведения урока. В первую очередь учителю следует подготовить соответствующее оборудование.
Большое значение имеет правильный отбор моделей. При этом необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности учащихся. Отбирая модели для рисования, важно предусмотреть, чтобы они имели четкое строение и не требовали слишком сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интересным для учащихся. Существенную роль играет цвет предмета. Цветные предметы способствуют лучшему восприятию формы, так как привлекают учащихся в большей степени, чем бесцветные.
Все объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения учащихся. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки. Это обеспечит хорошую видимость предмета для всех учащихся. Модели небольших размеров (например, листья деревьев, бабочки из коллекции, бумажные стаканчики, спичечные коробки и т. П.) раздаются Иаждому ученику.
В первом – четвертом классах учащиеся рисуют с натуры в основном плоские, имеющие незначительную толщину предметы, которые устанавливаются в наиболее простом для рисования положении (без каких-либо перспективных сокращений). Имеется в виду фронтальное расположение таких предметов, как флажок, книга, папка и т.п. Это обеспечивается наличием в классе двух-трех одинаковых объектов изображения.
Объемные предметы, рекомендуемые учебной программой, как правило, включают в себя какую-либо одну форму и имеют несложное строение (например, воздушный шар, мяч, яблоко, огурец, раскладная пирамидка и т.д.). Объекты для рисования, сочетающие в себе несколько форм, должны быть хорошо известны учащимся (грузовик, трактор и т.п.).
В связи с тем, что учащиеся школы восьмого вида испытывают известные трудности в восприятии предметов, находящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, иногда целесообразно некоторые модели располагать наклонно. Например, игрушку грузовик можно поставить на наклонную плоскость («поднимается в гору» или «спускается с горы»).
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Для этого необходимо развивать у детей умения применять среднюю осевую линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности. Особое внимание этому следует уделять в третьем-четвертом классах.
Для выработки изобразительных навыков следует на каждом уроке рисования предлагать учащимся выполнить несколько (в течение 3 – 4 минут) рисунков-набросков основных геометрических форм и отдельных простейших предметов. Многократное их рисование постепенно обеспечивает более правильИД воспроизведение графических образов.
В первом – третьем классах учащиеся рисуют цветными карандашами. Начиная с четвертого класса достаточное место в .рисовании с натуры занимает работа акварельными и гуашевыми красками, которая направлена в основном на выработку технических умений. Учащиеся упражняются в ровной заливке изображаемых предметов, соблюдая контуры рисунка.
Для того чтобы дети имели ясные и точные представления об изображаемом предмете, необходимо развивать у них умения целенаправленно рассматривать и воспринимать объект рисования – натуру. Наблюдение, подробное изучение и анализ изображаемого предмета должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель должен задать ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего он сделан? Где применяется? Сколько в нем частей? Назовите эти части. Какую они имеют форму? Какого цвета каждая часть? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длиннее?»
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют форму частей предмета, отыскивают такую же форму среди геометрических фигур, принесенных учителем на урок. Очень важно, чтобы основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), вырезанные из плотного картона, всегда были на уроке рисования.
Для закрепления понятия о какой-либо форме или освоения знакомой формы в определенных пропорциях и положениях рекомендуется использовать таблицы с изображением этой формы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение предметов с геометрической формой активизируют умственную деятельность школьников, повышают интерес к занятиям.
Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше характерных признаков изображаемого предмета, следует привлеИДы их внимание к другим сходным объектам. Например, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним надо расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точнее передать пропорции предметов прямоугольной формы (например, папку для тетрадей), рядом следует поместить другой предмет (например, чертежную линейку).
Чтобы учащиеся более точно передавали пропорции изображаемого предмета, можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопоставляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них соответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный).
Рис. 10
Вместо геометрических форм можно предложить для сравнения несколько рисунков изображаемого предмета, один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один рисунок «правильный», «похож», «как настоящий», другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвергаются (рис. 10).
Рис.11
Такой методический прием можно применять и для того, чтобы научить детей красиво размещать изображение на листе бумаги («Правильное расположение предмета», «Неправильное расположение предмета»), должным образом передавать величину рисунка («Рисунок слишком велик», «Рисунок слишком мал», «Величина рисунка передана правильно») (рис. 11).
Чтобы точно нарисовать какой-либо предмет, учитель должен помогать детям не только определить его форму, но и вычленить контур этого предмета, который затем будет изображен на бумаге. Для этого целесообразно, чтобы учитель несколько раз обвел рукой его очертания. Такие же операции должны проделать и сами ученики. Они обводят указательным пальцем предмет по контуру, в результате чего у них возникает двигательно-осязательное восприятие формы, что в свою очередь способствует образованию более четких представлений о предмете. Плоские предметы, воспринятые детьми и с помощью зрения, и с помощью тактильной чувствительности, передаются в рисунке значительно лучше, чем только при одном зрительном восприятии.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры целесообразно подбирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя их на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек, показанных на рис. 12 (домики, башенки, воротца и т. П.).
Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выполнения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же порядке, в каком составляется модель. Кроме того, дети могут воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определять их форму, цвет, ИДыиину, пропорции, лучше понимать назначение этих частей. Наряду с наблюдением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета, выполненного на листе бумаги. В этом случае учащимся будет легче понять то или иное направление линии, а также характерное строение объекта. Следует заметить, однако, что постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры значительно ограничивает развитие самостоятельности учащихся, порождает у них неуверенность в себе, они оказываются беспомощными, если требуется нарисовать с натуры даже очень несложный предмет. Поэтому готовыми рисунками ИДыьзя злоупотреблять.
Рис.12
Большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения рисунка. Объяснительный рисунок учителя на классной доске – очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно показать учащимся сам процесс создания рисунка, приемы проведения линий в различных направлениях, способы изображения от руки простейших фигур (квадратов, кругов, треугольников и др.), последовательность построения рисунка, технические приемы раскрашивания.
Выполняя рисунок на доске, учитель должен показывать и те движения, которые необходимо при этом произвести. Показ сопровождается подробными пояснениями и указаниями. Наиболее важные моменты своего объяснения надо повторить два-три раза. После этого целесообразно вызвать нескольких учеников, чтобы они выполнили построение рисунка на доске.
Соблюдение учащимися определенной последовательности в выполнении рисунка имеет большое значение для планирования работы. Однако способность к планированию у умственно отсталых школьников формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим учителю необходимо на каждом уроке объяснять и показывать ход построения рисунка, все этапы его выполнения. В первом – третьем классах надо проводить полный показ всего процесса рисования, в четвертом классе в ряде случаев можно ограничиться частичным показом самого основного, главного. После объяснения меловой рисунок, как правило, стирается, и учащиеся рисуют с натуры, соблюдая указанную последовательность.
Во всех случаях обязательно должен осуществляться принцип перехода от легкого к трудному, от общего к частному. Следует постоянно напоминать учащимся, что нельзя начинать рисунок с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен определить в нем, а затем отметить на листе, – это отношение высоты предмета к его ширине, после чего переходить к построению составных частей, принимая во внимание общую форму модели.
Побуждая учащихся к более активной деятельности, полезно ставить такие вопросы: «Что надо нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что еще надо нарисовать?» Включение речи учащихся в процесс изобразительной деятельности положительно влияет на результаты детских работ. Слово помогает ученикам не только лучше познать объект изображения, но и осмыслить основные этапы создания рисунка.
Одна из задач, которая стоит перед учителем школы восьмого ашюючается в том, чтобы развить у учащихся умение рассуждать в ходе работы над рисунком. Между тем можно наблюдать, что на уроках изобразительного искусства дети мало говорят. Такие уроки несовместимы с основными требованиями дидактики специальной школы.
Важным условием, при котором усиливается коррекционное влияние уроков рисования с натуры, является установление тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в частности между рисованием и ручным трудом в младших классах. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисование вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объемного предмета к плоскостному его изображению (например, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, грибов; изготовление из рыхлого пенопласта, а затем рисование снеговика и т.п.).
В общей системе фронтального руководства уроками рисования с натуры большое значение имеет усвоение учениками некоторых правил изображения. Назовем основные из них:
Прежде чем рисовать, хорошо рассмотри рисуемый предмет.
Прежде чем рисовать, подумай, как лучше разместить рисунок на листе бумаги – в длину или в ширину.
Располагай рисунок посередине листа.
Изображение не должно быть слишком большим или, наоборот, слишком маленьким.
Симметричные предметы рисуй с помощью осевой линии.
Начинай рисунок легкой линией. Не нажимай на каранаш.
Раскрашивая рисунок цветными карандашами, не выходи за края рисунка. Накладывай штрихи в одном направлении.
Эти правила в виде таблиц могут быть вывешены в классе. Они помогут предупредить некоторые ошибки учащихся.
Приводим краткое содержание уроков рисования с натуры.
Тема урока. Рисование с натуры игрушки кораблика (I класс).
Цель урока. Развивать у учащихся умения передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, соблюдать определенную последовательность работы.
Содержание урока. Урок начинается с анализа натуры. Натура – плоский кораблик из плотного картона. У учителя и у детей на партах имеются разборные модели этой игрушки. Ученики рассматривают кораблик, называют его части (лодочка, мачта, парус, флажок). Затем строят кораблик из отдельных элементов: сначала берут прямоугольник, к нему, слева и справа прикладывают треугольники (получается лодочка), посередине ставят узкую полоску (мачта), на мачту прикрепляют флажок, слева и справа от мачты – два больших треугольника (парус). Учитель показывает на доске последовательность выполнения рисунка, после чего учащиеся приступают к работе. Они рисуют кораблик в таком же порядке, в каком строили его из плоских фигурок (рис. 13).
Рис.13
Тема урока. Рисование с натуры носового платка (I класс).
Цель урока. Развивать у учащихся графические представления формы (круг, квадрат, треугольник) и умения видеть и передавать в рисунке характерные ее особенности. Учить их правильно рисовать предметы, имеющие форму квадрата.
Натура – носовой платок с каймой в полоску и темными уголками. Учащимся раздаются трафареты квадратов, вырезанные из плотного картона. (В начале урока дети находят квадраты среди различных геометрических фигур, которые показывает им учитель.)
Затем к доске прикрепляется развернутый носовой платок. Учащиеся рассматривают его. Прежде чем приступить к рисованию, они обводят розданные им квадраты (сторона квадрата равна 10 см) по контуру указательным пальцем (включается зрительно-моторный анализатор).
Рис.14
Ученики рисуют квадрат, отмечают место каймы так, как показывает учитель на доске.
Тема урока. Рисование с натуры портфеля (II класс).
Цель урока. Развивать у учащихся умения видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предмета; учить правильно рисовать предметы прямоугольной формы.
Содержание урока. Урок начинается с рассматривания натуры. Учитель напоминает детям, что предметы прямоугольной формы они рисовали на предыдущих уроках (например, рамку для картины, аквариум). Он предлагает сравнить несколько прямоугольников, вырезанных из картона и имеющих разные пропорции, с формой, которую имеет портфель. Затем учитель спрашивает, из каких частей состоит портфель (ручка, замок, уголки, клапан), что больше – высота или ширина. Учащиеся с помощью мерки проводят измерения.
После этого учитель показывает на доске последовательность выполнения рисунка (рис. 14). Затем рисунок стирается.
Тема урока. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала (II класс).
Цель урока. Учить детей передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму и цвет, аккуратно раскрашивать рисунок: равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контуры.
Содержание урока. Учитель устанавливает у себя на столе (на ИДыииальной подставке) башенку, построенную из кубиков строительного материала. Один из учеников строит точно такую же башенку у доски, остальные – у себя на партах. В процессе работы уточняются форма, цвет и величина деталей башенки, а также их взаимное расположение. Затем учитель показывает на доске, в какой последовательности нужно рисовать. Рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.
Сначала по нижнему краю листа слева направо проводится прямая линия – это «земля», затем находится середина листа и проводится прямая линия сверху вниз. На «земле» учащиеся рисуют длинные узкие бруски; на них устанавливают два кубика: один – слева, другой – справа от средней линии; после этого посередине изображают следующий кубик; наконец – узкий брусок и треугольную крышу.
Учащиеся, закончившие рисунок в карандаше, приступают к раскрашиванию «постройки».
Тема, урока. Рисование с натуры игрушечного домика (III класс).
Цель урока. Учить детей рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже).
Рис.15
Содержание урока. Учащиеся рассматривают модель – деревянный разборный домик, затем разбирают его и снова собирают по частям. Рисуют домик в такой же последовательности, в какой собирали: сначала фундамент-подставку, затем столбы, между ними – бревна, окошко, наконец, крышу и трубу на ней (рис. 15).
Особое внимание учитель уделяет композиции и правильной передаче пропорций рисунка.
Тема урока. Рисование с натуры будильника (III класс).
Цель урока. Учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки, и характерные для него детали.
Содержание урока. Учитель читает загадку:
Ног нет, а хожу, Слов нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.
После этого дети рассматривают натуру, определяют основную форму циферблата (круг), уточняют детали – кнопка звонка, ножки, стрелки (одна большая, другая маленькая) и цифры: вверху – 12, внизу – 6, справа – 3, слева – 9, между ними – остальные цифры.
Для того чтобы нарисовать будильник, сначала нужно посередине листа нарисовать круг, а затем все необходимые детали. Особое внимание следует уделить цифрам (располагаются они на осевых линиях).
Тема урока. Рисование с натуры игрушки грузовика (IV класс).
Цель урока. Учить детей передавать строение и форму частей предмета, пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.
Содержание урока. Натура – разборная детская игрушка грузовик.
Учитель вместе с учащимися выясняет, из каких основных частей состоит грузовик. Радиатор (мотор), кабина, кузов соединены между собой. Расположены они на раме (тележке), представляющей собой длинный брусок, к которому прикреплены передние и задние колеса.
Рисуют грузовик по частям: сначала тележку, затем мотор, кабину и, наконец, кузов.
Особое внимание учитель уделяет пропорциям каждой части машины и взаимному расположению этих частей.
Темя урока. Рисование с натуры раскладной пирамидки (IV класс).
Цель урок а. Развивать у учащихся умения рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.
Содержание урока. Учитель предлагает назвать предметы, которые имеют коническую форму (колпак клоуна, башня, ракета, конец заточенного карандаша). Детская раскладная пирамидка, которую ученики будут рисовать, тоже имеет форму конуса. Разобрав пирамидку, учитель показывает стерИДы, который служит осью. На эту ось надеваются кольца.
Приступая к выполнению рисунка, надо, прежде всего, нарисовать осевую линию (ось), затем определить высоту пираИДы; уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вершиной пирамиды; после этого надо сосчитать количество колец и отметить на осевой линии место для каждого кольца (проводятся горизонтальные прямые), оставив место для верхушки. Рисуя кольца, необходимо следить за изгибами линий их основания и верха (рис. 16).
Рис.16
Учитель показывает на доске последовательный ход работы над рисунком, затем рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.
Вопросы и задания
1.Какие коррекционно – развивающие задачи решаются на уроках рисования с натуры?
2. Какова роль восприятия в выявлении особенностей, подлежащего изображению объекта?
3. Какие методы и приемы применяются на уроках рисования с натуры?
4. На какие свойства объекта должно быть направленно внимание учащихся в первую очередь?
5. Какова специфика поэтапного построения рисунка? Какие приемы следует использовать при обучении учащихся соблюдать последовательность выполнения рисунка?
6. Каким требованиям должны удовлетворять предметы, которые используются на уроках рисования в качестве натуры?
Глава 6