Пропедевтика обучения

Цель пропедевтических занятий состоит в том, чтобы при­вить учащимся интерес к рисованию, выработать умение орга­низованно слушать и выполнять задания учителя, научить де­тей правильно держать тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), хорошо ориентироваться в ней, сформировать умения действовать карандашом.

К концу этих занятий первоклассники должны уметь про­водить от руки толстые и тонкие линии в различных направле­ниях (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различать и знать названия цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), правильно пользоваться резинкой (стирать каран­дашную линию движениями в одном направлении, чтобы не измять бумагу).

Необходимость в формировании указанных навыков возра­стает в связи с тем, что некоторые из них предусмотрены программой добукварного периода обучения русскому языку и арифметике.

В подготовительный период необходимо проводить упраж­нения, направленные на развитие у учащихся внимания, наблю­дательности, восприятия и представлений. Такие упражнения учитель организует обычно в начале урока непосредственно пе­ред практической работой, и они, как правило, имеют игровой характер. Приведем пример.

Одной из игр, способствующей развитию зрительных восприятий, внимания и наблюдательности, является узнавание предмета по незаконченному рисунку. Учитель рисует на доске какой-нибудь предмет, а ученики находят в рисунке недостаю­щую деталь. Учитель обводит указкой то место, где нужно нарисовать эту деталь, а один из учеников заканчивает рисунок. В этой игре используется ряд таблиц с изображением пред­метов без какой-либо детали, например: портфель, молоток, ведро, лопата, пила без ручек, флажок без палочки, ключ без бородки, топор без топорища, чайник без носика, лейка без сетки, часы без стрелок и т. п. (рис. 1).

Рис. 1

Уроки изобразительного искусства предполагают не только выработку технических умений, но и коррекцию двигательной сферы в процессе выполнения различных упражнений.

Подготовительную работу лучше начинать с гимнастических упражнений для развития движений руки.

Отдельные движения для правой руки (под счет):

похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);

постучать согнутыми пальцами по парте;

попеременно похлопывать ладонью и постукивать согнутыми пальцами по парте;

погладить поверхность парты;

сжать руку в кулак, разжать ее;

согнуть пальцы одновременно и поочередно;

поочередно противопоставить большому пальцу все остальные.

Упражнения с предметами:

составить из мозаики различные орнаменты;

вынимать из спичечной коробки по одной спичке и складывать их в «колодец» (работают только кисть руки, большой, ука­зательный и средний пальцы);

разобрать «колодец» по одной спичке; сложить спички об­ратно в коробку (головками в одну сторону);

сжимать маленький мячик (комочек ваты);

раскатывать на доске указательным и средним пальцем одно­временно и поочередно шарики из пластилина;

прокатывать спичку или карандаш между большим, указа­тельным и средним пальцами, между большим и указательным, между большим и средним.

Важно сформировать технические навыки и умения как мож­но раньше, потому что ученик, свободно ими владеющий, не отвлекается от решения изобразительной задачи, поставленной перед ним. Однако формирование указанных навыков и умений у умственно отсталых детей – процесс очень сложный. Поэтому первоначально следует проводить с учащимися игровые упраж­нения, имитирующие процесс рисования.

Учитель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Учащиеся следят за движением руки учителя, за­тем эти движения проделывают в воздухе, как бы рисуя пред­мет. Дети производят круговые движения, т. е. «рисуют» пред­меты круглой формы: мячик, шарик и т.п.; «изображают» предметы квадратной и прямоугольной формы: кубик, рамку и т.п. Эти упражнения должны проводиться в очень медленном темпе, чтобы каждый ученик научился точно воспроизводить соответствующее движение и лучше запомнил его.

В связи с тем, что рука умственно отсталого ребенка еще недостаточно подготовлена к процессу рисования, технические навыки и умения следует вырабатывать постепенно, соблюдая определенную последовательность: сначала дети рисуют на бу­маге в клетку, затем используют опорные точки, которые учи­тель заранее расставляет на листе бумаги, и, наконец, выполня­ют рисунки в обычных тетрадях для рисования.

При обучении детей, моторика которых характеризуется значительным недоразвитием мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки, целесообразно на первых эта­пах работы использовать трафареты (шаблоны) различных

 

Рис.2

 

 

Рис. 3

фигурок несложной формы, вырезанные из плотного картона. В качестве трафаретов или шаблонов в под­готовительный период обучения могут быть использованы основ­ные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, тре­угольник, овал. При этом надо учитывать, что рука ребенка выполняет большую нагрузку при использовании трафаретов, чем шаблонов. Поэтому в зависимости от степени графической

 

Рис.4

подготовленности школьника следует применять то или иное средство обучения.

Помимо перечисленных выше геометрических форм, с успе­хом можно использовать вырезанные из плотного картона тра­фареты овощей и фруктов (морковь, репа, огурец, груша, ябло­ко, лимон), а также грибов, ягод, цветов и т.д. (рис. 3).

Полезным упражнением является составление из отдельных геометрических фигур и последующее обведение по контуру не­сложных предметов, таких, как домик, башня, елочка, грузо­и, трактор, ракета, корабль, вагон и т.п. (рис. 4).

Обводкой трафаретов необходимо руководить. Для этого учитель использует фигуры больших размеров, которые обво­дит мелом на доске, а также указывает очередность наложения фигур и последовательность обведения их по контуру. Учащие­ся повторяют это в своих тетрадях, контурные изображения рас­крашивают цветными карандашами.

В качестве шаблонов на уроках рисования в подготовитель­ный период могут быть также использованы некоторые буквы и цифры. Воспроизведение контуров этих букв и цифр и после­дующая раскраска помогут учащимся лучше запомнить их.

В первом классе на уроках декоративного рисования в ка­честве трафарета может быть использована и чертежная линей­и, например, для того, чтобы получить полосу. Однако рисо­вание отдельных предметов при помощи линейки недопустимо, так как тормозит развитие изобразительных навыков.

Для первоклассников рисование от руки прямых линий сопряжено с большими трудностями. Поэтому на первых уроках работы целесообразно использовать бумагу в клетку. Рисова­ние линий по клеткам значительно облегчает работу и, кроме того, делает учащихся уверенными в своих силах. Дети не прос­то проводят прямые линии, а «ведут поезд по рельсам» — лини­ям тетради, делают это осторожно, чтобы «поезд не сошел с рельсов», «останавливаются на станциях», т. Е. Проводят игро­вые упражнения, которые позднее выполняются на отдельных чистых листах. Такую же работу следует предлагать ученикам выполнить и на классной доске цветными мелками.

Интерес к рисованию значительно повышается, если каждая из проводившихся в тетрадях линий имеет определенное зна­чение. Ученики проводят не просто линии, а рисуют «дорожки», «провода», «нитки», «забор», «высокие столбы» и т.д.

Для выработки точных, координированных движений детей следует упражнять в проведении линий между точками, заранее поставленными учителем на листе бумаги. Соединение этих то­чек дает различные геометрические фигуры и несложные рисун­и (рис. 5.). Опорные точки целесообразно использовать также и для того, чтобы облегчить учащимся работу по расположению рисунка, так как это для них представляет огромную труд­ность на первых этапах обучения.

 

Рис. 5

Следует заметить, что рисование контуров предметов по опорным точкам для некоторых учащихся сопряжено подчас с большими трудностями. В этом случае можно рекомендовать белее расчлененную последовательность отработки зрительно» двигательной координации: обведение контура по шаблону, об­ведение контура по трафарету, повторное обведение по готовому контуру (цветным карандашом), обведение по пунктиру, обведение по опорным точкам.

Во всех случаях учитель должен уделять большое вни­мание дифференцированному подходу к учащимся в работе с трафаретами, шаблонами, мерками, опорными точками и т. п. Следует всегда помнить, что чрезмерное «увлечение» ими и из­лишняя опека и регламентация учащихся тормозит развитие изобразительных способностей, наносит вред коррекционной работе.

В подготовительный период значительное место должно от­водиться проведению игр-упражнений, цель которых состоит в том, чтобы дети научились различать и называть цвета.

Например, каждый ученик получает набор карточек разно­го цвета. Учитель называет или показывает рисунок какого-либо хорошо известного детям предмета. Учащиеся поднимают кар­точку такого цвета, в какой следует раскрасить этот предмет (огурец – поднимается карточка зеленого цвета, репа – жел­того, помидор – красного и т.п.). Слушая стихотворение о светофоре, учащиеся в нужный момент поднимают соответст­вующую карточку зеленого, желтого или красного цвета.

В начале каждого урока рекомендуется также проводить упражнения для развития правильного восприятия формы и величины предметов. На таких занятиях используются наборы строительного материала, детские раскладные пирамидки, геометрические фигуры разной величины и окраски (плоскостные и объемные), полоски, цветного картона и ленты разной длины и ширины, наборы мелких предметов.

Показывая учащимся различные предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, величиной, учитель задает вопросы: «Какой предмет больше? Где широкая лента, где узкая? Какого цвета крыша домика?»

Дает задания: «Сложите пирамиду, начиная с самого боль­шого кольца. Сложите башню, начиная с самого большого ку­бика. Разложите предметы (фигуры) по величине, начиная с самого маленького. Из всех фигур, которые лежат на столе, отберите одни кирпичики (одни кубики, одни шары). Возьмите самый большой круг, на него положите самый большой кубик, на кубик поставьте самый маленький кирпичик».

В качестве примеров, приводим два варианта, игры.

1-й вариант. На классной доске взвешиваются выполненные из картона, круг, прямоугольник и треугольник; на столе лежат шар, брусок, цилиндр, конус. У учителя несколько серий табличек, на которых, изображены: 1) часы, тарелка, монета, колесо; 2) альбом, тетрадь, книга, портфель; 3) мяч, шар, ар­буз, апельсин; 4) пенал, коробка, кирпич, чемодан; 5) стакан, ведро, кружка, кастрюля; 6) детская пирамидка, ракета-игруш­ка, колпак клоуна.

Учитель показывает одну за другой картинки, а учащиеся называют их и отыскивают геометрическую фигуру, на которую похож нарисованный, предмет.

2-й вариант. Учитель называет и показывает геометрическую фигуру, а учащиеся называют какой-либо предмет, похожий на нее.

Такая игра, с одной стороны, способствует развитию правильного восприятия формы, с другой – обогащает представле­ния ребенка об этой форме, оказывает положительное влияние на его познавательную деятельность.

В первоначальный период обучения большое внимание сле­дует уделять развитию у учащихся умений раскрашивать рисунок. Для этого должен широко использоваться метод показа» как надо правильно закрашивать, как держать руку и кисть. Приемы раскрашивания и штриховки учитель показывает на образце большого размера, одновременно устанавливает и темп работы над рисунком. При этом он напоминает учащимся о некоторых правилах рисования: «Держите карандаш подальше от заточенного конца. Сильно не нажимайте на карандаш. Штрихи должны ложиться в одном направлении. Не спешите. Раскрашивайте медленнее и аккуратнее».

Наряду с фронтальной работой широко применяется метод индивидуального подхода к учащимся. Так, одним ученикам до­статочно показать, необходимые движения и они смогут повто­рить эти движения у себя в тетрадях, получить соответствующее изображение. Другие не в состоянии усвоить зрительно вос­принятое движение и трансформировать его в графический об­раз. Поэтому необходимо, чтобы их рука непосредственно вы­полнила движение, испытала его. Для этого учитель после фронтального показа переходит к индивидуальной работе взяв руку ребенка в свою, он показывает нужное движение, несколь­ко раз повторяет его.

В каждом классе, как правило, есть и такие ученики, у ко­торых усвоение движения происходит крайне медленно и с большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и многократное повторение движения, проводимого совместно-с учителем. Формирование графических умений у таких детей требует длительного времени.

Не следует забывать и о том, что младшие школьники очень плохо ориентируются в пространстве листа бумаги. В связи с этим необходимо уделять большое внимание развитию про­странственной ориентировки учащихся. С этой целью необходи­мо иметь в классе сюжетные картины достаточно большого раз­мера и аналогичные картинки малого формата для каждого школьника, а также наборы мелких игрушек или картонных фигурок (самолет, птичка, домик, мячик, елочка и др.). Исполь­зуя их, учитель сможет проводить занятия, в процессе которых выясняются и уточняются понятия: «посередине», «в центре», «высоко – низко», «выше – ниже», «вверху – внизу», «спра­ва – слева», «правее – левее», «спереди – сзади» и т.д.

Необходимо систематически отрабатывать у детей навык» быстрой и правильной ориентировки в своей рабочей тетради. Для этого на каждом уроке полезно предлагать им решать та­кие задачи: «Найди и покажи середину листа», «Покажи ниж­ний край бумаги», «Покажи правый нижний (левый верхний) угол» и т.п.

Упражнения, которые проводятся в подготовительный пе­риод, способствуют развитию у учащихся активности и созна­тельности в работе, значительно снижают отвлекаемость и по­вышают речевую активность детей. Кроме того, у учащихся появляются элементы критического отношения к выполненным заданиям. Все это улучшает способность к организованной, целенаправленной деятельности.

Вопросы и задания

1.Чем обусловлена необходимость пропедевтического периода при обучении изобразительной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида?

2. Какие пространственные представления необходимо сформировать у учащихся 1-го класса школы VIII в пропедевтический период?

3. Подберите упражнения для развития мелькой моторики руки учащихся школ восьмого вида.

4. Какие графические упражнения игрового характера можно использовать для формирования у учащихся технических умений и навыков?

5. Какие знания, умения и навыки усваивают учащиеся на уроках рисования в пропедевтический период?

 

Глава 4