Управление тормозными системами

Около четверти века назад фирма «Бош» вторглась с электроникой в святая святых – тормоза. В 1978 году на некоторые модели «Мерседес-Бенц» серийно начали устанавливать антиблокировочную систему, сокращенно АBS. Напомним, ее задача – не дать шинам пойти на «юз», сохранить управляемость автомобиля при экстренном торможении. Информацию с колес поставляют датчики угловой скорости. Электронный блок обрабатывает полученные данные и отдает команды клапанам гидромодуля. Кстати, у первых ABS блок управления стоял отдельно от него, позже их объединили. Постепенно ABS прижилась на многих автомобилях, а в блок управления заложили еще одну функцию – противобуксовочную. Фирма «Бош» назвала устройство ASR (Antriebsschlupfrege-lung), иные производители давали ей другие имена. Получая сигналы от тех же колесных датчиков, ASR управляет подачей топлива и тормозными механизмами, пресекая пробуксовку колес. Появление таких систем датируется второй половиной 80-х.

Следующим шагом стала система стабилизации ЕSP (Electronic Stability Program), которая появилась в 1995 году. Чтобы распознать начало заноса задней оси или сноса передней, информации лишь от колес недостаточно. Поэтому ESP получила дополнительные датчики, фиксирующие угол поворота рулевого колеса и боковое ускорение. Исполнительным механизмом назначили тот же гидравлический модуль, который подавал давление к тормозному цилиндру одного из колес.

Члены Европейского союза автопроизводителей (ACEA) договорились, что с середины 2004 года все автомобили будут оснащать антиблокировочными и противобуксовочными системами. Не исключено, что через пару лет и другие электронные помощники сделают обязательными.

Большинство фирм готово. Мудреные устройства нынче получают не только модели старших классов, их помощь чувствуют даже водители недорогих компактных автомобилей. А, скажем, на «Мерседес-Бенце» А-класса вообще полный взрослый набор «игрушек»: ABS, ASR, ESР, EBV (электронный регулятор тормозных усилий) и «брейк эссист» (Break Assist). Этот ассистент при экстренном торможении дожмет педаль.

С 2001 года на самые маленькие «мерседесы» устанавливают более совершенные системы. Раньше блок управления гидромодулем получал информацию от датчика, расположенного в вакуумном усилителе. Модернизированный «брейк эссист» руководствуется более точными данными, которыми пользуются и системы ABS и ЕSP. В распоряжении «ассистента торможения» – датчики скорости колес, выключатель стоп-сигнала и два датчика давления в гидравлической системе.

Управлять новым, совсем недорогим «ФИАТ-Панда» помогают антиблокировочная, противобуксовочная системы и даже ESP. Кроме того, программа Hill Ноlder (дословно – удерживающий на холме) не дает машине откатиться назад при старте в горку. Устройство не позволит сбросить давление в гидросистеме, пока водитель не нажмет на педаль акселератора.

В «мозги» вседорожников закладывают программы для того, чтобы не только тронуться в горку без отката, но и не покатиться со спуска «кубарем». Например, на «Фольксвагене-Туарег» вспомогательная «спусковая» система включается, если уклон более 20%, а скорость ниже 20 км/ч. Водителю не нужно нажимать на педали – электроника откорректирует количество топлива, необходимое мотору на спуске и притормозит нужные колеса.

Опасный склон позади, но под колесами пока не ровный асфальт – блокировки межосевого дифференциала явно недостаточно. Не беда, есть ЕDS (Elektronische Differenzialsperre – электронная блокировка дифференциала). Строго говоря, к дифференциалу она отношения не имеет – устройство «зажмет» буксующее колесо, чтобы крутящий момент «перетек» на более медленное соседнее.

Касаясь вопроса условного обозначения различных электронных систем управление тормозными системами следует отметить, что производители автомобилей очень любят называть одинаковые системы и агрегаты разными именами! Даже специалисты порой путаются в причудливых комбинациях букв. Эпидемия «разношерстных» обозначений дизелей с «коммон рейл» и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском распространилась и на динамические системы.

Некоторые фирмы, например, «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», «Ауди» придерживаются привычных обозначений. Антиблокировочную систему тормозов называют АBS, а курсовой стабилизации – ESP. Понять язык «Опеля» чуть сложнее: к аббревиатуре ESP добавлен Рlus, подчеркивающий, что подтормаживается не одно, а несколько колес. Такая же конструкция нынче и на многих других автомобилях, но их производители не выносят это в обозначение. Для противобуксовочной системы компания «Опель» выбрала название – TC (Тraction Control). Аналогичное сокращение используют и другие производители.

Пожалуй, самые замысловатые аббревиатуры придумывает БМВ. Под общим заголовком – динамическая система стабилизации DSC (Dynamic Stability Control) объединены сразу несколько программ. Конечно же – ABS (эту аббревиатуру баварцы не изменили). В повороте при незначительном заносе внутреннее заднее колесо слегка прихватывает колодками СBC (Сornering Brake Control – угловой контроль тормозов). Если это устройство не может усмирить автомобиль, в дело вступает система стабилизации ASC (Automatic Stability Control), умеющая притормаживать несколько колес. Противобуксовочная система на баварском диалекте – DTC (Dynamic Traction Control), а тормозные усилия по осям в зависимости от нагрузки регулирует DBC (Dynamic Break Control). Освоить такую грамоту с первого урока не легко.