Основные типы конфликтных личностей

Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк; В. П. Захаров, Ю. А. Симоненко), опишем 5 основных типов конфликтных личностей.

Конфликтная личность - демонстративный тип.

1. Хочет быть в центре внимания.

2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.

3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.

4. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.

5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.

6. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.

7. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.

8. Кропотливой систематической работы избегает.

9. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

10. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

 

Конфликтная личность - ригидный тип.

1. Подозрителен.

2. Обладает завышенной самооценкой.

3. Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.

4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.

5. Прямолинеен и негибок.

6. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.

7. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.

8. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.

9. Малокритичен по отношению к своим поступкам.

10. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

 

Конфликтная личность – неуправляемый тип.

1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.

2. Поведение такого человека плохо предсказуемо.

3. Ведет себя вызывающе, агрессивно.

4. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.

5. Характерен высокий уровень притязаний.

6. Несамокритичен.

7. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.

8. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.

9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.

10. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

 

Конфликтная личность – сверхточный тип.

1. Скрупулезно относится к работе.

2. Предъявляет повышенные требования к себе.

3. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются.

4. Обладает повышенной тревожностью.

5. Чрезмерно чувствителен к деталям.

6. Склонна придавать излишнее значение замечаниям окружающих.

7. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.

8. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.).

9. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.

10. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

 

Конфликтная личность – бесконфликтный тип.

1. Неустойчив в оценках и мнениях.

2. Обладает легкой внушаемостью.

3. Внутренне противоречив.

4. Характерна некоторая непоследовательность поведения.

5. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.

6. Недостаточно хорошо видит перспективу.

7. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.

8. Излишне стремится к компромиссу.

9. Не обладает достаточной силой воли.

10. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет – относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист – практический психолог.

Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности. http://www.psyarticles.ru/view_posHYPERLINK "http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=58"t.php?id=58

 


79. Прогнозирование конфликтов. Признаки назревающих конфликтов.

Прогнозирование конфликта – осознанное и обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование базируется на эмпирических исследованиях конфликтологии, тщательном анализе произошедших конфликтов и диагностике настоящей ситуации.

Методики прогнозирования конфликта – аккумулированный опыт теоретической и практической составляющей научной дисциплины конфликтологии. Только высокий уровень развития научной отрасли позволяет предвидеть конфликты и составлять их прогноз.

В прогнозировании конфликтов необходимо предвидеть не только возникновение конфликта на определенном этапе развития той или иной системы, но и определять возможные варианты развития конфликтного столкновения. Для этого необходимо иметь систематизированные данные о различных видах конфликто в. Данные включают полное описание модели конфликтной ситуации: предметная область или сущность конфликта, структурные компоненты конфликта, функции, пространственные и временные границы, стадии развития и степень интенсивности противоречия. После составления описательных моделей теоретики и практики конфликтологии подготавливают объяснительные модели конфликтов. Разработка подобных моделей возможна также только после глубокого аналитического и систематического анализа конфликтов. Объяснительные модели раскрывают основные причины возникновения конфликта, движущие силы его развития. Таким образом, прогностическая возможность конфликтологии формируется только после этапов описания и объяснения.

Исследование конфликта для составления достоверных прогнозов включает анализ прошлого, настоящего и будущего. Существующие в некоторых городах России центры по конфликтологии проводят систематические анализы и разрабатывают прогнозы возможных социальных столкновений. Особенно актуальными являются политическая и экономическая сферы жизни общества, а также этнические и межнациональные вопросы, конфликты в по которым могут приводить к весьма негативным последствиям.

Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов. Прогнозирование возможных в будущем конфликтов является одним из основных направлений в управлении конфликтом, так как на более ранних этапах возникновения социальных противоречий управление наиболее эффективно и наименее затратно по ресурсам и воздействующим силам. Заблаговременное выявление противоречий в обществе, осуществленное благодаря прогнозированию, ведет к конструктивному разрешению проблемной ситуации, избегая любых негативных последствий возможного конфликта.

Конфликтология Кузьмина http://be5.biz/ekonomika/k004/55.htm

Признаки конфликтной ситуации

Наиболее характерными признаками конфликтных ситуаций в трудовых коллективах являются:

• факты унижения достоинства личности в официальной или неофициальной обстановке;

• резкое изменение в отношении к работе (функциональным обязанностям);

• факты уклонения от выполнения указаний, распоряжений непосредственных (вышестоящих) начальников;

• обоюдное или одностороннее словесное или физическое оскорбление;

• замкнутость, уединение, подавленность отдельных членов трудового коллектива;

• формальная постановка работы по управлению персоналом;

• негативные суждения об окружающей обстановке, о жизни и деятельности сослуживцев и должностных лиц.

Исследование конфликтных явлений, встречающихся в трудовых коллективах, показывает, что главным условием их возникновения является нарушение нравственных норм взаимоотношений между членами трудовых коллективов разных категорий и организации самого процесса производства.

 

Результаты проводимых психологами и социологами исследований свидетельствуют о том, что чем больше в коллективе людей, удовлетворенных трудом, тем благоприятнее нравственно-психологический климат в нем, тем более развиты товарищество и взаимопомощь, и, наоборот, чем больше неудовлетворенных трудом, тем хуже атмосфера в коллективе, тем чаще вспыхивают различные конфликты.

Руководители постоянно сталкиваются с довольно сложными управленческими ситуациями, среди которых конфликтные ситуации занимают особое место. В некоторых организациях руководители затрачивают 50 \% своего рабочего времени на изучение и улаживание различных конфликтных взаимоотношений.

Между тем признаки напряженности в трудовом коллективе могут быть выявлены методом обычного наблюдения. Возможны следующие формы проявления «назревающего» конфликта в организации: стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);

увеличение числа неявок на работу; снижение производительности труда; увеличение числа локальных конфликтов; повышенный эмоционально-психологический фон; массовые увольнения по собственному желанию; распространение слухов; коллективное невыполнение указаний руководства; стихийные митинги и забастовки; рост эмоциональной напряженности.

Конфликты в организациях очень часто имеют межличностную окраску. В силу особенности организационного климата в конфликты втягиваются и рядовые сотрудники, и руководители. Так, в рабочей группе, представляющей основную организационную структуру трудового коллектива, можно наблюдать в основном три предпосылки конфликтных ситуаций: а) все подчиненные находятся в конфликтной оппозиции друг к другу; б) все подчиненные настроены против руководителя; в) группа разделяется на диады и триады.

Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы: 1) устойчивые к конфликтам, 2) удерживающиеся от конфликтов и 3) конфликтные. Численность третьей группы составляет около 6—7\% от всей совокупности работников1. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления. Примерно такие же пропорции отмечаются в организациях зарубежных стран.

Условиями, определенным образом влияющими на возникновение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах, могут быть:

• искусственно сохраняющиеся в группах отрицательные бытовые, национальные и иные обычаи и традиции, которые могут привноситься отдельными членами коллектива и навязчиво культивироваться;

• недостатки в организации труда и быта членов трудового коллектива и членов их семей;

• преобладание в коллективе аморальных, безнравственных отношений между отдельными членами как по «вертикали», так и по «горизонтали», которые могут складываться в силу неблагоприятного подбора людей и других субъективных причин;

• недоверие начальника к подчиненным, выражающееся в излишней опеке и подмене подчиненных при выполнении ими своих обязанностей;

• предвзятое отношение начальника к подчиненному и наоборот;

• снисходительное отношение отдельных начальников к подчиненным. Оно чаще всего выражается в терпимости и всепрощении недостатков у так называемых «незаменимых» активистов;

• наличие в трудовом коллективе неофициальных микрогрупп с отрицательной направленностью. В основе образования таких групп лежит, как правило, стремление отдельных членов коллектива к уклонению от общественной работы, недовольство высокой требовательностью руководителя, личные симпатии, антипатии, привязанности и т.п.

Выявление источников социальной напряженности и разрешение конфликта на ранней стадии его развития значительно снижает связанные с ним затраты и уменьшает возможность негативных последствий. Важную роль может сыграть психологическая служба, способная провести мониторинг, комплексный анализ и диагностику состояния организации, выработать соответствующие рекомендации, а при необходимости — взять на себя посреднические функции.

http://bugabooks.com/book/239-socialnaya-konfliktologiya/75-priznaki-konfliktnoj-situacii.html

 

 


80. Психофизиологическое состояние работника железнодорожного движения.

О функциональном состоянии человека можно судить по совокупности психофизиологических показателей. Известен способ оценки по показателю активности регуляторных систем, рассчитанному по спектральным и математико-статистическим характеристикам сердечного ритма (Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М., 1979). Развитие этого способа - /2028078.html"патент РФ номер 2028078, МПК А61В 5/04 «Устройство для контроля и коррекции функционального состояния человека», которое позволяет предъявлять физиологические параметры и интегральную балльную оценку состояния человека как исследователю, так и обследуемому для экспресс-контроля и самоконтроля. Способ позволяет оценить интегральный показатель сердечно-сосудистой системы ПАРС. Недостатком его является оценка лишь одной из составляющих функционального состояния человека - состояния сердечно-сосудистой системы.

Известен «Способ оценки функционального состояния центральной нервной системы человека» по патенту РФ №2289297, МПК А61В 5/00, включающий измерение подобранных физиологических показателей. Способ применим для предрейсового или предсменного контроля оперативного персонала специализированных служб и не предназначен для долговременной оценки и прогноза состояния.

Для работников транспортных профессий необходим как предрейсовый контроль физиологического состояния, так и оценка дезадаптационных расстройств функционального состояния работников, прогноз их работоспособности и уровня здоровья. Своевременное выявление нарушений функционального состояния и их последующая коррекция необходимы для поддержания профессиональной работоспособности, повышения профессиональной надежности и сохранения здоровья работников.

В настоящее время общепринятым является положение о том, что переход от состояния профессиональной пригодности к состоянию неудовлетворительной профессиональной работоспособности является скачкообразным процессом неизбежного снижения способности человека приспосабливаться к эффективному выполнению профессионально-производственной деятельности.

При таком подходе рассматривается два уровня профессиональной пригодности: человек годен или не годен к выполнению работы по профессии.

Предлагается иной подход к оценке и прогнозу профессиональной пригодности, который основан на следующих теоретических положениях.

Уровень профессионально важных качеств в большей степени обусловлен врожденными свойствами нервной системы индивидуума, но может существенно изменяться - улучшаться или ухудшаться при созревании или старении организма, применении специальных упражнений или вследствие перенесенных заболеваний.

В динамике показателей профессионально важных качеств и отдельных показателей функционального состояния нервно-анализаторных системы наблюдается выраженная корреляционная зависимость.

Значимым изменениям показателей профессионально важных качеств предшествуют значимые изменения показателей функционального состояния.

Переход к состоянию неудовлетворительной профессиональной работоспособности проходит ряд стадий, на которых организм пытается приспособиться к новым для него условиям существования путем изменения уровня функционирования и напряжения регуляторных механизмов.

Известно, что в основе успешной реализации профессионально важных качеств лежит эффективное функционирование производственно важных систем организма. В свою очередь высокий уровень профессионально важных качеств, при прочих равных условиях, обеспечивает необходимую профессиональную работоспособность и, что особенно важно для работодателя, - профессиональную надежность. Прогноз динамики функционального состояния организма работника дает возможность специалистам медицинского и психофизиологического сопровождения выстроить для работодателя прогноз профессиональной работоспособности и надежности машиниста, принять своевременные меры для предотвращения негативного развития событий.

Именно эти подходы и использованы для оценки и прогноза профессионально важных качеств работников железнодорожного транспорта на основе динамического контроля функционального состояния.

Задача, на решение которой направлено данное изобретение, - создание способа оценки и прогноза функционального состояния работников транспортных профессий. Для этого в процессе динамического контроля функционального состояния у человека определяют текущие значения физиологических, психофизиологических и психологических показателей с последующим сопоставлением как с популяционными нормами для оценки текущего функционального состояния, так и с результатами предыдущих исследований для прогноза функционального состояния. http://www.findpatent.ru/patent/237/2378979.html

На примере деятельности машиниста можно сформулировать, какие факторы влияют на безопасность движения. Тут присутствует целый комплекс качеств и стимулов, среди которых психологические качества (профотбор, качества характера), состояние здоровья (медкомиссии, периодические освидетельствования, предрейсовый контроль), мотивация (воспитание уважения к выбранной профессии, повышение престижа профессии), профессиональные качества и навыки (контраварийная подготовка, обучение на тренажерах, теоретические навыки, практические навыки).

Иными словами, причины, по которым возможно возникновение той или иной нежелательной ситуации, разнообразны: человек может быть вообще не пригоден к выполнению работы машиниста, машинист может быть не готов к предстоящему рейсу, он может потерять работоспособность непосредственно во время поездки.

Отсюда следует, что лишь системный подход, способный учесть все перечисленные выше факторы, позволит переломить ситуацию и предельно снизить аварийность, связанную с ненадежностью функционирования человека.

Проведенные в дальнейшем научные исследования были направлены на детализацию системных решений и разработку аппаратных средств, которые обеспечивали бы стабильное повышение надежности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад. При этом основные усилия сосредотачивались на следующих направлениях деятельности: разработка методов и технических средств для определения профессиональной психологической пригодности работников локомотивных бригад, а также лиц, только избравших для себя эту профессию; создание информационной системы мониторинга функционального состояния машинистов по результатам предрейсовых осмотров, в том числе приборов для определения готовности локомотивной бригады к предстоящей поездке по состоянию здоровья; инструментальное обеспечение мониторинга функционального состояния машиниста во время поездной работы. Проанализируем каждое из указанных направлений. http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2012-06a24

 


81. Социальная и психофизиологическая адаптация студентов.

Современные темпы и уровень развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к адаптационным возможностям человека. Студентов по наличию психогенных факторов можно отнести к группе риска, так как обучение в вузе сопровождается значительным психоэмоциональным напряжением.

Адаптация бывших школьников, нынешних первокурсников является динамически сложным многоплановым процессом. Для студентов вузов характерны проблемы, связанные с психологической адаптацией молодого человека к новым условиям высшего образования: отрицательные переживания, вследствие смены школьного коллектива на студенческий; неопределенность мотивации выбора профессии (подражание родителям); воплощение родительской гиперкомпенсации чувства неполноценности; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания; отсутствие навыков конспектировать, работать с первоисточниками, дополнительной литературой, справочниками; необходимость развития навыков быстрого и качественного усвоения больших потоков информации. На уровень психологической адаптации обучающихся в вузе влияют как количественные (продолжительность занятия, каникулярного времени, перегруженность общеобразовательными и специализированными дисциплинами), так и качественные (форма проведения учебных занятий, появление новых видов работ - лекция, семинары, практика, формы контроля знаний, коммуникативные барьеры) изменения учебной деятельности.

Из социальных проблем значимыми являются: усвоение новых социальных ролей; переоценка представлений собственной жизни; определение своей роли и ниши в вузовском коллективе; формирование навыков самостоятельного принятия решения и их реализации в условиях отсутствия опеки родителей; растущее социальное и психологическое расслоение участников образовательного процесса при увеличении требований к индивидуализации обучения; раннее вхождение экономических критериев в психологическую ориентацию обучающихся, сокращение ночного сна, отсутствие связи и преемственности между всеми этапами (институт, производственная практика, профессиональная деятельность) профессионального становления индивида.

Среди профессионально важных качеств, личностных особенностей, предопределяющих успешность обучения той или иной специальности и последующей трудовой деятельности, важное значение придается системе ценностных ориентиров конкретного человека. Согласно исследованиям некоторых авторов, среди ценностных ориентаций у студентов Астраханской медицинской академии доминируют гедонистические установки (70,0 %), малоструктуированная организация досуга. Интеллектуально-познавательные ценности фигурировали у одной трети респондентов. Большинство студентов, получающих социально-психологическое (85,0 %) и юридическое (82,0 %) ориентируются на ценности выживания, самоутверждения. Ценностные ориентации будущих специалистов в области самолетостроения и химических технологий были: здоровье - 58,0 %; материальное обеспечение - 34,9 %; интересная работа - 13,3 %.

Таким образом, актуальным остается поиск и внедрение в педагогический процесс оптимальных, строго дифференцированных профилактических программ, направленных на повышение адаптационного потенциала студентов. http://www.rae.ru/snt/?section=contentHYPERLINK "http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2365"&HYPERLINK "http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2365"op=show_articleHYPERLINK "http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2365"&HYPERLINK "http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2365"article_id=2365

 


82. Психофизиологические особенности умственного труда.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания памяти, а также активизации процессов мышления. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп работы, резкое увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности работника.

Умственный труд представлен как профессиями относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отдел нервной системы — на кору больших полушарий головного мозга. Мышечные нагрузки, как правило, не значительны, энергозатраты находятся на уровне легкой физической работы, категории Iа и составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Лобным долям мозга принадлежит существенная роль в осуществлении психической деятельности. Обширные их связи с неспецифическими структурами разных уровней мозга обеспечивают неспецифические формы активации, необходимые для протекания умственного труда. В лобных долях интегрируется разнообразная информация, поступающая из окружающей и внутренней сред организма, от нижележащих структур мозга, информация об эмоциональном состоянии человека.

Наиболее энергоемки лимбико-ретикулярная и таламокортикальная эмоциогенные области. Под влиянием эмоций люди настраиваются на работу. В этом заключается сигнальная роль эмоций.

Увеличение интенсивности обменных процессов, показателей гемодинамики и потребления кислорода происходит в тех структурах, которые вовлекаются в осуществление психических функций.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности человека, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

 

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. Вызывается необходимостью осуществления функций управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания клиентов, набором информации.

Управленческий труд осуществляют руководители учреждений, диспетчеры, преподаватели.

В данном виде труда доминируют факторы, связанные с необходимостью восприятия большого, иногда чрезмерного объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принимаемые решения. Для работы руководителей характерны необходимость принятия нестандартных решений, нерегулярность нагрузки, периодическое возникновение конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, художники, артисты, композиторы, архитекторы, конструкторы) требует многолетней подготовки, высокой квалификации, особых условий для реализации. Труд этой категории работников характеризуется нестереотипностью деятельности, нерегламентированным графиком труда, требует значительного объема памяти, напряжения внимания, мыслительной деятельности.

Напряженность труда отражает нагрузку на ЦНС, психические функции, характеризуется объемом воспринимаемой информации, плотностью поступающих сигналов, состоянием анализаторных систем, уровнем эмоционального напряжения и определяется степенью напряжения внимания. По этому показателю умственный труд делят также на 4 группы:

1 — ненапряженный, требующий концентрации внимания до 25% времени работы;

2 — малонапряженный, требующий концентрации внимания до 50% времени работы;

3 —напряженный, требующий концентрации внимания до 75% времени работы;

4 — очень напряженный, требующий концентрации внимания больше 75% времени работы.

При интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно, повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости, повышается возбудимость ЦНС, увеличивается сократительная функции мышц, увеличивается частота сердечных сокращений, растет артериальное давление, увеличивается частота дыхания, уменьшается дыхательный объем.

Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов, происходят нарушения равновесия процессов торможения и возбуждения, выражающиеся в расстройстве положительного торможения условных связей.

Умственная творческая деятельность человека в высшей степени зависит от его эмоционального состояния.

Умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Известно, что умственная работа более плодотворно протекает в условиях тишины.

Мышечная работа при умственной деятельности человека играет большую роль.

Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.

При напряженной умственной деятельности происходит значительное увеличение расхода энергии, что связано с непроизвольным сокращением скелетной мускулатуры, не имеющей непосредственного отношения к выполняемой работ. При этом нередко возникают двигательные реакции (жестикуляции, хождение по комнате, перекладывание предметов на письменном столе), а при их произвольном подавлении усиливается познотоническое (изометрическое) напряжение мускулатуры.

Установлено, что умственная деятельность связана с усилением белкового и углеводного обменов. При умственной работе усиливается расход липоидов. Процесс возбуждения связан с повышением окисления углеводов, с повышением обмена АТФ.

После усиленной умственной работы содержание фосфатов в крови и моче значительно увеличивается. Существенное значение при умственной работе имеют также витамины В1, В2, РР и С.

Как правило, общая величина мозгового кровообращения при различных видах умственной деятельности изменяется незначительно. Перераспределение кровотока осуществляется автономными механизмами мозговых сосудов таким образом, что наиболее активные области мозга получают больший объем крови в единицу времени. Это сопровождается, естественно, увеличением доставки кислорода и энергетического субстрата мозга — глюкозы. Например, при мышечной работе средней интенсивности возрастает регионарный кровоток через моторную область коры (на 50%), при зрительно-напряженных работах — в зрительной области коры (до 100% и более).

Умственный труд, сопряженный с нервно-эмоциональным напряжением, увеличивает активность гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы, обеспечивающей мобилизацию вегетативных компонентов эмоций. Активируется углеводный, жировой обмены.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению и как следствие — к травматизму и заболеваемости.

Один из объективных признаков — это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т.е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы.

http://med-books.info/gigiena-sanepidkontrol_733/fiziologicheskie-osobennosti-umstvennogo.html


83. Психофизиологические аспекты профессиональной адаптации человека к трудовой деятельности.

Психическая адаптация и профессиональная деятельность

Концепция психической адаптации как процесса, который поддерживает динамическую сбалансированность в системе человек-среда, позволяя достигать максимально возможной эффективности поведения и его физиологического обеспечения, можно рассматривать в качестве основы системного подхода к исследованию профессиональной деятельности. При анализе профессиональной эффективности адаптация оценивается на уровне той микросоциальной среды, в которой непосредственно реализуется поведение. В этом случае четко проявляется адаптационное значение адекватности микросоциального взаимодействия. Вместе с тем интенсивная профессиональная деятельность тесно связана со всеми тремя аспектами психической адаптации, требуя для своей реализации сохранения психического гомеостаза и устойчивого целенаправленного поведения (собственно психическая адаптация), адекватного взаимодействия с другими участниками деятельности (социально-психологическая) и оптимального соотношения между психическими и физиологическими адаптационными процессами (психофизиологическая).

В системе человек—среда взаимодействие индивидуума с теми аспектами окружения, которые определяются его профессиональной деятельностью, является одним из наиболее существенных для психической адаптации. При этом эффективная психическая адаптация, по-видимому, представляет собой одну из предпосылок успешной профессиональной деятельности, определяя те свойственные субъекту «качества и их сочетания, которые способствуют приспособлению человека к труду» [Котик, 1981, с. 56].

Роль психической адаптации для профессиональной деятельности возрастает по мере увеличения значения этой деятельности (как одной из наиболее важных сфер реализации адаптационного процесса) и расширения круга профессиональных ситуаций, предъявляющих повышенные требования к адаптационным механизмам, обращения этих требований преимущественно (а нередко и исключительно) к механизмам психической адаптации. При этом требования к психической адаптации в соответствии с общими закономерностями можно поставить в зависимость от тенденции к возникновению или усилению в профессиональных ситуациях психического стресса. Исследования в этом направлении приобретают особую актуальность в свете представлений о возможности выделения групп повышенного риска, характеризующихся выраженностью указанной тенденции, и круга ситуаций, в которых реализуется этот риск.

 

Такие ситуации могут создаваться, в частности, динамичностью развертывания событий, необходимостью быстрого принятия решения и его реализации, особенно в случаях повышенной ответственности за последствия принятого решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, необходимой для принятия решений, ее противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему (количественная перегрузка) или степени сложности (качественная перегрузка), противоречивые или неопределенные требования (ролевой конфликт, ролевая неопределенность), несоответствие выполняемой деятельности уровню притязаний, критические обстоятельства и риск при принятии решения [Kahn, 1974; Chischolm et al., 1983; James, White, 1983; Shaw, Riskind, 1983; Keenan, Newton, 1984].

Чем более выражены стрессогенные воздействия, тем большее значение приобретают психодиагностические характеристики, способствующие формированию эмоционального напряжения или обусловливающие устойчивость по отношению к стрессу. С недостаточно эффективной психической адаптацией при этом могут быть связаны эмоциональная неустойчивость, препятствующая выполнению необходимых действий с удовлетворительным результатом, и недостаточная способность субъекта интегрировать свое поведение в условиях конфликта, вызванного противоречивыми производственными диспозициями. Роль этих факторов для успешности и безопасности труда была показана в ряде исследований (см., например: [Ehlers, 1964]).

Уже приведенное перечисление ситуационных факторов, существенных для возникновения стресса, указывает на роль микросоциального взаимодействия, недостаточная эффективность которого может обусловливать ролевой конфликт или ролевую неопределенность, неадекватность уровня притязаний, несоответствие между избранной деятельностью и индивидуальными потребностями. Однако значение микросоциального взаимодействия этим не исчерпывается. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных условиях, служат поддержка профессиональной группы, возможность открытой коммуникации, способность строить межличностные отношения [Das, 1982; Karasek et al., 1982; Seers et al., 1983]. С этими обстоятельствами может быть связана профессиональная значимость особенностей межличностных коммуникаций и межличностных отношений [Капустина, 1979; Фаустова, 1980; Чикер, 1981]. И наконец, от особенностей микросоциального взаимодействия в существенной мере зависят ощущение принадлежности к профессиональной группе, усвоение профессиональных ролей и чувство ответственности за результаты деятельности. Все изложенное свидетельствует о значении комплекса психодиагностических характеристик, определяющих микросоциальное взаимодействие, для психической адаптации в профессиональной среде.

Влияние на профессиональную деятельность уровня активности, энергетического потенциала и способности к логической переработке информации, способствующих повышению эффективности деятельности и уменьшающих возможность количественных и качественных перегрузок, определяет зависимость эффективности психической адаптации от комплекса психодиагностических характеристик, который отражает состояние перечисленных функций.

Поскольку собственно психическая (включающая особенности личности, актуального психического состояния и логической переработки информации) и социально-психологическая (особенности микросоциального взаимодействия) сферы наряду с интегративными церебральными системами и периферическими вегетативно-гуморальными механизмами участвуют в сложной системе реализации психофизиологических соотношений, эффективность их функционирования является одной из предпосылок оптимального физиологического обеспечения профессиональной деятельности. Психодиагностические характеристики, значимые для психической адаптации и соответственно существенные для эффективной адаптации в профессиональной среде, входят, как было показано выше, и в число переменных, существенных для регулирования физиологических параметров и соответственно для формирования психофизиологических соотношений.

 

 

Значение психофизиологических соотношений для сохранения и психического, и физиологического гомеостаза в условиях профессиональной деятельности тем выше, чем более сложны эти условия и чем более высокие требования предъявляют они к адаптационным механизмам. Вероятность нарушения регуляторных функций, появления клинически выраженных нарушений собственно психической и психофизиологической адаптации особенно велика в том случае, если несоответствие между этими требованиями и возможностями индивидуума обусловливает интрапсихический конфликт, вызванный необходимостью выбора между двумя уже упоминавшимися адаптационными стратегиями: сохранением психического и физиологического гомеостаза за счет отказа от достижения профессионально значимых результатов или достижением таких результатов ценой нарастания психической напряженности и психофизиологических сдвигов. Выбор между этими стратегиями при высокой индивидуальной ценности профессиональных результатов и признании их окружением по сути дела представляет собой выбор между эффективностью социально-психологической адаптации за счет ухудшения собственно психической и психофизиологической или эффективностью последних за счет ухудшения микросоциального взаимодействия в профессиональной среде. В случае такого конфликта нарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает выраженность психического стресса, интенсивность которого в условиях профессиональной деятельности коррелирует с частотой пограничных психопатологических (в частности, невротических) симптомов и расстройствами функционирования тех или иных физиологических систем [French et al., 1974], т. е. с клинически выраженными проявлениями нарушений собственно психической и психофизиологической адаптации.

Исследования психической адаптации в условиях профессиональной деятельности тем более существенны, что такие нарушения наблюдаются даже у представителей профессий, деятельность в которых предполагает предварительный медико-психологический отбор. В частности, направленное исследование позволяло обнаруживать лиц с различными пограничными психопатологическими явлениями среди авиационного персонала [Blanc et al., 1969; Longo, 1977; Melton, 1978; Sparvieri, 1978; Иоселиани, 1980]. Предпосылки к нарушениям психической адаптации и развившиеся ее нарушения могут быть выявлены при этом с помощью комплексной оценки психологических и психофизиологических параметров [Лукьянова, Малкин, 1977; Бодров, Лукьянова, 1981].

Поскольку стабильная психическая адаптация может обеспечиваться только в случае достаточной эффективности всех ее аспектов, при выборе критериев оценки адаптированности в условиях профессиональной деятельности наряду со способностью к достижению значимых профессиональных результатов необходимо учитывать возможность такого достижения без нарушения физического и психического здоровья. В основе уже упомянутого расхождения адаптационных стратегий, обеспечивающих соответствие адаптации индивидуума каждому из этих критериев, может лежать различие их связи с определенными психодиагностическими характеристиками, в силу чего организация адаптационного процесса, оцениваемого по разным критериям, требует и раздельного исследования. В пользу этого положения свидетельствуют, в частности, результаты обширных исследований поведенческого синдрома, обозначаемого обычно как тип А и характеризующегося высокой активностью, склонностью к соревновательной деятельности, стремлением к скорейшему достижению результата с ощущением нехватки времени. Для этого типа характерны психическая напряженность, повышение риска возникновения коронарной недостаточности и других психосоматических нарушений [Friedman, Rosenman, 1975; Hose et al., 1978; Orpen, 1982], а также интенсивная и эффективная деятельность [Howard et al., 1977; Boyd, 1984].

Помимо этого, для оценки эффективности адаптации в условиях профессиональной деятельности представляется целесообразным введение еще одного критерия — способности избегать действий, создающих угрозу для трудового процесса, и выполнять необходимые экстренные операции в случае возникновения такой угрозы. Эта способность важна как для успешности деятельности, так и для ее реализации без нарушений здоровья, особенно в тех профессиональных ситуациях, когда она позволяет избегать аварий, травм и других чрезвычайных происшествий. На целесообразность выделения этого критерия как самостоятельного указывают данные о том, что индивидуальные характеристики, обеспечивающие рассматриваемую способность (а соответственно и эффективность адаптации в экстремальных ситуациях) и стабильную успешность вне этой ситуации, неидентичны. Так, тревога может способствовать формированию адаптивного поведения в профессиональных ситуациях [Parasuraman, Cleek, 1984], тогда как она отрицательно влияет на возможность принятия решения в условиях дефицита времени и, следовательно, на выполнение экстренных действий. О том же свидетельствует сочетание корреляций уже упоминавшегося тина А и с интенсивностью деятельности, и с риском травматизма [Rose et al., 1978], который является результатом недостаточной эффективности избегания угрозы.

Таким образом, к критериям, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности, можно отнести три: успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность); способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья. Комплексный подход к оценке психической адаптации с учетом названных критериев предполагает сопоставление в дифференцированных но этим критериям группах особенностей психодиагностических показателей, физиологических параметров, характеристик, непосредственно обеспечивающих выполнение профессиональных операций. http:HYPERLINK "http://berezin-fb.su/mikrosoc_vzaimodejstvie_profaspekty_adaptacii/psihicheskaja-adaptacija-i-professionalnaja-dejatelnost/"//berezin-fb.su/mikrosoc_vzaimodejstvie_profaspekty_adaptacii/psihicheskaja-adaptacija-i-professionalnaja-dejatelnost/

 

 

84. Функциональное состояние человека в процессе трудовой деятельности. Виды функциональных состояний. Методы диагностики функциональных состояний в трудовой деятельности человека.