Ассортиментная политика в условиях оздоровления предприятия.

Товарное предложение не ограничивается одним товаром. Предприятие предлагает на рынке ассортимент продукции, состоящей из отдельных товаров и продуктовых линий. Его формирование и развитие в соответствии с конъюнктурой рынка и стратегическими целями предприятия составляют содержание управления ассортиментом.

При формировании ассортиментного предложения предприятия проектируются параметры ширины, глубины, устойчивости и высоты ассортимента. Ширина ассортимента указывает на количество различных продуктовых линий и отдельных товаров в товарном предложении. Глубина определяет количество товаров внутри определенной продуктовой линии. Устойчивость ассортимента есть взаимосвязь между различными продуктовыми линиями по используемому сырью, технологии, каналам сбыта, средствам стимулирования реализации и т.д.

В целях обеспечения жизнеспособности предприятия необходимо постоянное обновление ассортимента продукции, предлагаемой потребителям. Размер ассортиментной политики, проводимой на предприятии, зависит от следующих факторов:

1) тип производства (профиль, потенциал, кадровые возможности и т п.);

2) размер производства (чем крупнее и оснащеннее предприятие, тем больше возможностей диверсификации производства, выпуска дополнительного ассортимента);

3) размер инвестиций (ассортимент и качество выпускаемой продукции определяют размер привлекаемых в производство инвестиций; при недостаточно широком и глубоком ассортименте инвестиции могут сокращаться);

4) сохранность (прочность, температурные характеристики);

5) транспортабельность;

Одним из условий финансового оздоровления предприятия является планирование текущего и перспективного ассортимента продукции, позволяющего получать необходимую норму прибыли.

Под планированием ассортимента понимается комплекс мер в области разработки товаров, их маркировки, упаковки и установлении цены.

Планы развития предприятия в долгосрочной перспективе должны основываться на продуманной стратегической программе обновления ассортимента продукции. Для сохранения своего положения на рынке и необходимого уровня рентабельности предприятие должно быть готово к замене производимых (реализуемых) товаров новыми еще до того, как они заканчивают на рынке свой жизненный цикл.

Под обновлением ассортимента понимается выпуск (продажа) товаров принципиально новых в технологическом отношении или предназначенных для удовлетворения новых потребностей рынка. Разработка новой продукции влечет за собой исключение из производственной программы или уменьшение выпуска морально устаревших товаров.

Процесс инновации входит в общую стратегию предприятия и включает в себя формирование производственной стратегии, определение новых идей и на основании этого, разработку программы маркетинга и оценку ее финансовых результатов.

Фирма-поизводитель товаров, решившая начать инновацию, может выбрать следующие варианты решения проблемы:

1) приобрести информацию о новых товарах у других компаний по контракту или лицензии;

2) разработать собственный товар;

3) усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление уже выпускаемого товара;

4) привлечь к разработке новой продукции другого партнера.

Все эти мероприятия должны найти отражение при планировании ассортимента продукции.