Демографическая политика в СССР и России.

Официальных заявлений по поводу целей демографичес­кой политики в нашей стране практически не делалось. Можно упомянуть несколько официальных документов, где прямо или косвенно говорилось о направленности демографической по­ли тики. Так, в 1944 г. в Указе Верх. Совета СССР упоминалось «поощрение многодетности» и вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных (пособия на детей в многодетных семьях) и моральных (государственные наг­рады за рождение и воспитание пяти и более детей).

Однако, только в начале 70-х гг. о демографический про­блемах заговорили на высоком государственном уровне. В правительственных документах в 70-80-е гг. неоднократно декларировалась озабоченность обострением проблем народонаселения и подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики, учиты­вающей региональные особенности.

До 1981 г. меры демографической политики сводились к экономической и моральной поддержке и даже поощрению мно­годетности. Однако, в той форме и в тех размерах, в которых эта помощь осуществлялась, она не давала ни демографическо­го ни социального эффекта.

Комплекс мер, введенных в СССР в 1981-83 гг., а в РСФСР в 1981-82 гг. содержал новые принципы и меры под­держки семьи. Официальная трактовка целей была следующей - создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений. Реализация мер демографической по­литики в сочетании с очень благоприятной для роста рожда­емости возрастной структурой, сложившейся в первой полови­не 80-Х гг.. ( в этот период через возраст 20-24 г. проходи­ло многочисленное поколение родившихся в конце 50-Х нача­ле 60-х гг.) явно способствовало росту общего числа рожде­ний, продолжавшемуся до 1987 г. Однако с 1988 г. начался но­вый этап снижения рождаемости. Чтобы затормозить этот про­цесс в 1989-1990 гг. был поэтапно увеличен частич­но оплачиваемый отпуск по уходу за новорожденным до 1,5 лат (с сохранением оплату труда) и до 3-х лет (без сохране­ния содержания). В 1990г. был увеличен с 56 до 70 дней до­родовой отпуск.

Провозглашение Россией суверенитета (1990г.) постави­ло вопрос о выработке демографической политики, учитываю­щей новые экономические, социальные и политические условия. После провозглашения суверенитета официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось.

Переход к рыночной экономике требует существенной пе­реоценки сложившейся системы взглядов на роль и место общегосударственной демографической политики в области семьи, социальной защиты материнства и детства. В условиях экономической реформы проводится политика социальной защи­ты семей с детьми, действует новая система семейных посо­бий, призванная смягчить влияние кризиса на уровень жизни семей с детьми.

 

Заключение

Демография-наука не новая. Ей уже более 300 лет. Несмотря на почтенный возраст в нашей стране демография долгое время была наукой малоизвестной для большинства граждан. Сейчас положение меняется. Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению.

Демографические проблемы все чаще обсуждаются на заседаниях правительства и различных представительных комиссий. Назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами.

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. Поэтому без их профессионального анализа на всех уровнях власти невозможно прогнозировать социальное и экономическое развитие России и ее регионов.

Знание демографии, умение читать демографическую информацию особенно необходимо специалистам, работающим в органах государственного и муниципального управления, которые несут ответственность за развитие подведомственных территорий.