Информационная культура.
В течение последнего десятилетия в российском бизнесе сложилось несколько устойчивых стереотипов (мифов) относительно использования информационных ресурсов, которые, к сожалению, до сих пор являются показателем уровня российской корпоративной культуры.
· "Руководитель нуждается в абсолютно полной информации"
· "Чем больше информации, тем лучше"
· "К моему бизнесу нельзя подходить с обычными мерками!"
· "Предприятие, обеспеченное первоклассной информацией и соответствующими технологиями, может и должно работать как часы"
· "Неважно, кому подчиняется ИТ-служба"
Работа с информацией и информационная культура в целом является одним из важнейших компонентов попыток компании управлять изменениями. Есть три принципиальные причины, по которым менеджер должен заботиться об информационной культуре своей компании.
· Она все больше становится важнейшей частью общей организационной культуры.
· Создание в компаниях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между менеджерами, поэтому важно знать, как люди используют эту информацию.
· Для разных функциональных служб, подразделений и рабочих групп информационная культура различна, поэтому корпоративная информационная культура важна для выработки стратегии и осуществления перемен.
Сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры. Каждая из них влияет на способ использования информации и отражает приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.
1. Функциональная культура, когда информацию используют для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща компаниям с жесткой иерархией, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.
2. Культура взаимодействия - менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности.
3. Культура исследования - менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и поиску лучшего способа отразить возможную угрозу внезапного изменения спроса или появления конкурентов.
4. Культура открытости - служащие и менеджеры открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен. Эти компании сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, чтобы освободиться для поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции поверх рыночных ниш и отраслей производства.