Внешние связи города. Город и пригородная зона

Система внешних связей города

Как отмечалось ранее, город характеризуется обширными и разнообразными внешними связями. Население, градообразующие предприятия и объекты город­ской инфраструктуры нуждаются в различных ресурсах из внешней среды. Од­нако встречное предложение товаров и услуг во внешнюю среду, за которые можно приобрести ресурсы для всех сфер города, обеспечивает в основном гра­дообразующая сфера. Отсюда следует, что экономическое положение градообра­зующих предприятий оказывает решающее влияние на все аспекты жизни го­рода.

Сумма поступающих извне ресурсов в денежном выражении может быть не равна (меньше либо больше) суммы продукции и услуг, отдаваемых во внеш­нюю среду. В зависимости от этого соотношения город может быть в финансо­вом плане либо «донором», либо «реципиентом».

Исследование экономических и социально- политических процессов во внеш­ней среде и внешних связей города служит необходимым условием для анализа ситуации в муниципальном образовании.

Важнейшими элементами внешней среды являются государство, регион и ок­ружающая территория (пригородная зона). Если рассматривать город как под­систему в системах государства или региона, то его внешние связи оказываются внутренними связями этих систем. Состояние и развитие внешней среды ока­зывает серьезное влияние на его функционирование. В свою очередь, развитие города может и положительно и отрицательно сказаться на состоянии государ:тва, региона и окружающих территорий. Наиболее сильно город влияет на при­городную зону.

Взаимосвязь города и пригородной зоны

Под пригородной зоной принято понимать территорию, прилегающую к городу. Современный город, особенно крупный, оказывает многостороннее влияние на пригородную зону. Например, быстрый рост вызывает миграцию населения из окружающих поселений, что может лишить предприятия, расположенные в них, трудовых ресурсов.

Без пригородной зоны город не может эффективно функционировать и разви­ваться. В то же время функционирование и развитие пригородной зоны невоз­можно без города.

Исторически пригородная зона располагалась в посадах. В Киевской Руси по­садом называлась часть города вне городских стен. В посадах, как и в слободах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. Они разме­щались рядом с городом (кремлем).

Процесс урбанизации обострил проблемы городов. Возник особый образ жиз­ни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т. п. Центры многих городов оказались небла­гоприятны для проживания, и богатые люди начали селиться в пригородах. По­степенно последние превратились в неотъемлемый элемент пространственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации простран­ственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С фор­мированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровождаю­щие привлечение трудовых ресурсов на предприятия города. В них сосредоточе­на значительная часть площадей сельскохозяйственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и размерах популяционной емко­сти самого города.

Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны боль­ших городов составляет в среднем: для города с населением свыше 1 миллиона человек 35-50 км; с населением 0,5-1,0 миллиона — 25-30 км; с населением 0.1-0,5 миллиона — 20-25 км. Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации пространственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города. Важное предназначение пригородной зоны состоит также в обеспечении экологического равновесия на территории, где раз­мещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижении ан­тропогенной нагрузки на ландшафты.

В зарубежной литературе проблеме взаимодействия крупного города и при­городов уделяется большое внимание. Так, английские ученые Л. Классен и Г. Шимеми выделили 4 стадии в развитии городской территории с точки зре­ния соотношения численности населения в центральном городе и пригородах (таблица).