Тарифное регулирование

Проводимая с 1992 г. либерализация цен долгое время не затра­гивала уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для на­селения. В начале 1990-х гг. тарифы поддерживались на низком уровне, платежи граждан составляли около 3% среднего дохода се­мьи рабочего и служащего. Истоки этого важнейшего завоевания надо искать в начале XX века.

В 1918 г. вводится квартирная плата с учетом классовой при­надлежности: рабочие платили в 10 раз меньше за единицу площа­ди, чем люди свободных профессий, и в 30 раз меньше, чем так

называемые нетрудовые элементы. Ввиду обесценивания рубля oпe- рации по взиманию денег за жилье и коммунальные услуги потеря ли смысл, и в 1920 г. для рабочих и служащих квартплата была oтменена.

В связи с введением в модель социализма товарно-денежных отношений была предпринята попытка восстановить оплату жилья которая встретила устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги. Принято решение, назначив плату чисто символическую увеличивать ее с каждым годом на 50%, постепенно «приучая» таким образом жителей к необходимости этих расходов. Последнее повышение было в 1926 г., а далее, начиная с 1927 г., величина квартплаты приобрела ярко выраженный политический оттенок. Hа протяжении почти всей советской истории взималась только незначительная ее часть и осуществлялись государственные дотации в жилищную сферу.

В большинстве случаев тарифы обеспечивали лишь минимальным по объему и качеству уровень работ и услуг, без которых нельзя поддерживать жилищный фонд и жизнедеятельность населения. Дополнительными источниками финансирования ЖКХ были субаренда, вступительный взнос в кооператив, самообложение. Но все это составляло незначительную сумму, а основные расходы несло государство.

В мировой практике квартплата служит основным источником средств на возмещение расходов ЖКХ. Но круто изменить тарифную политику одномоментно нельзя по многим причинам, в том числе социальным. В 1997 г., т.е. накануне принятия решения о переходе на новый порядок платежей, опросы показывали, что только 4% опрошенных считают размер платежей для своего бюджета необременительным; для 40% уровень платежей находился на грани финансовых возможностей.

Местные органы власти сдерживали рост тарифов вплоть до 2005 г., опасаясь неплатежей и протестных настроений, хотя были уверены, что коррективы в тарифную политику рано или поздно придется вносить в связи с изменением экономической модели развития страны. Тарифы не возмещали расходов предприятий ЖКХ на предоставление услуг, и их убытки покрывались дотация- ми из бюджетов.

Правительство РФ настойчиво решало задачу повышения доли платежей потребителей в расходах на ЖКУ и завершило эту кампа- нию переходом на 100%-ную оплату услуг населением. Процесс перехода сопровождался общим ростом тарифов, замещением бюд­жетных расходов платежами потребителей, ростом субсидий мало­имущим гражданам на оплату услуг (табл. ).

Соответственно изменились источники финансирования затрат предприятий ЖКХ. Прежде они включали:

а) из бюджетов:

• возмещение убытков в связи с применением регулируемых тарифов,

• возмещение расходов на предоставление льгот и компенсация льгот,

• жилищные субсидии для оплаты услуг населением;

б) по тарифам для потребителей (для населения с учетом льгот
и за вычетом субсидий).

Новая схема финансирования:

а) из бюджетов предприятиям ЖКХ:

• возмещение убытков в связи с применением регулируемых тарифов,

• возмещение расходов на предоставление льгот;

б) из бюджетов субсидии на оплату жилья и коммунальных ус­луг средства:

• перечисляются на банковский счет,

• доставляются на дом,

• выдаются через кассу;

в) по тарифам для потребителей: оплата жилья и коммунальных услуг (тариф включает субсидии за вычетом льгот).

Многие считают переход на 100%-ную оплату преждевременным, так как для этого средняя заработная плата должна составлять 12-14 тыс. руб. в месяц, а не 9,0 тыс. руб., как это было в 2005 г. Бола того, после достижения такого важного рыночного рубежа тарифы не замораживаются, они будут повышаться и далее, и оплачивать их полностью будет население без бюджетных дотаций предприятиям ЖКХ. Однако рост расходов на оплату ЖКУ сокращает потребитель- ский спрос в пользу потенциального инвестиционного спроса.

Законодательно доля платежей за ЖКУ в семейном бюджете oграничена 22%, фактически она составляет около 10%. В некоторых странах плата за жилье по отношению к семейному бюджету составляет, %:

При сравнении надо учитывать, что на Западе до 50% коммунальных платежей возмещает государство (содержание сетей). Кроме того, уровень оплаты труда в России значительно ниже, на при обретение товаров требуется 70—75% общего бюджета, т.е. в 2 раза больше, следовательно, казалось бы, небольшая тарифная нагрузка ощущается тяжелее, особенно семьями с небольшим достатком.

Порядок установления цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги имеет различия.

Согласно Жилищному кодексу РФ стоимость жилищных услуг не регулируется и определяется на основе договорных цен для каждого конкретного многоквартирного дома. Лишь в домах со 100%-ой муниципальной собственностью, а также в тех случаях, когда собственники не договорились о плате за содержание и ремонт жилья тарифы устанавливает местная власть.

В жилищном хозяйстве цены и тарифы определяются на сле­дующие виды услуг:

• наем жилья государственного и муниципального фонда;

• содержание жилья (общего имущества жилого дома), техобслуживание общих коммуникаций и технических устройств, вывоз бытовых отходов, благоустройство придомовой территории;

• ремонт жилья (ремонт общего имущества, общих коммуника­ций, технических устройств жилого дома, объектов придомовой территории).

Жилищные услуги в их конкретном проявлении сводятся к уборке территории, подъездов, лестничных проемов, обслуживанию лифтов, освещению, управлению домом и т.д. Для проживающих в муниципальных домах такие услуги оплачиваются как плата за жи­лье (в том числе наем жилья), для собственников квартир — как техническое обслуживание. Кроме того, собственники квартир оп­лачивают капитальный ремонт и налог на имущество (табл. ).

Оплата коммунальных услуг осуществляется гражданами, кото­рые проживают в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и домов с учетом надбавок к тарифам для потребителей.

Размер платы за коммунальные услуги определяется как произ­ведение тарифов на объемы потребленных ресурсов по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребле­ния, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Решение о тарифе принимает тот уровень власти, который со­ответствует масштабу рынка данного предприятия ЖКХ. На феде­ральном уровне тарифы устанавливаются как предельные, они ори­ентируют органы власти субъектов РФ изыскивать резервы их не­ повышения и одновременно являются антиинфляционной мерой. Обратной их стороной является рост дотаций жилищно-коммунальным предприятиям. Тем не менее они препятствуют стремлению увеличивать затраты, перекладывать на население издержки энергетиков, коммунальщиков и т.д.

На федеральном уровне регулируются тарифы предприятии ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Транснефть», «Росэнерго атом», ОАО «РЖД» и т.д. Тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются в соответствии с Законами «О государст- венном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении», «О естественных монополиях», Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Тарифы на всех уровнях устанавливаются в иерархической последовательности (сверху вниз) и на фиксированный срок. Например, цена на газ, устанавливаемая для ОАО «Газпром» на федеральном уровне, будет влиять на стоимость электрической и тепловой энергии, вырабатываемой дочерними предприятиями РАО «ЕЭС России», регу­лирование которых осуществляется на уровне субъектов РФ. В свою очередь, тарифы на электрическую и тепловую энергию непосредст­венно влияют на фактические затраты муниципальных предприятий ЖКХ. Ограничителем тарифа является конечный потребитель — насе­ление. Около 65% стоимости жилищно-коммунальных услуг фактиче­ски определяются федеральным центром.

Субъекты РФ регулируют тарифы на водоснабжение, водоотведение и очистку вод, утилизацию твердых бытовых отходов в слу­чае, если потребители находятся в границах нескольких городских округов, поселений, расположенных в нескольких муниципальных районах, и потребители каждого муниципального образования по­требляют не более 80% услуг данной коммунальной организации.

Постановлением Правительства «О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг...» от 2 августа 1999 г. № 887 к веде­нию субъектов РФ отнесена координация изменений ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, устанавливаемые на му­ниципальном уровне.

В субъектах РФ в установлении тарифов участвуют следующие службы и организации:

• экономическое подразделение администрации;

• управление жилищно-коммунального хозяйства;

• региональная энергетическая комиссия (РЭК), энергетиче­ский комитет;

• независимая экспертиза;

• подразделения местных администраций.

На муниципальном уровне регулируются тарифы предприятий, которые создаются местными органами власти для решения вопро­сов местного значения; управляющих компаний объектами муни­ципальной собственности (независимо от формы собственности управляющих компаний), а также предприятий, оказывающих услу­ги на монопольных муниципальных рынках.

Местное самоуправление регулирует тарифы на холодное водо­снабжение, водоотведение, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, если потребители соответствующего муниципального обра­зования потребляют более 80% услуг этих организаций; цены на содержание, ремонт жилья и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях.

В соответствии с Законом №122 органами местного самоуправ­ления поселений устанавливаются нормативы потребления комму­нальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фон­дах, цены и тарифы на некоторые коммунальные услуги.

Тарифы на отопление устанавливаются на каждое предприятие или на группу предприятий ЖКХ. после независимой экспертизы и вводятся через энергетические компании.

В части коммунальных платежей органы местного самоуправления:

• утверждают программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;

• устанавливают надбавки к тарифам для потребителей;

• согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса;

 

• осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;

• устанавливают тарифы для организаций коммунального ком­плекса и надбавки за услуги;

• заключают договоры с организациями коммунального комплекса в целях развития коммунальной инфраструктуры.

Тарифная политика на этапе рыночного ценообразования, с од­ной стороны, сохраняет некоторые прежние черты, а с другой — приобретает новые направления. Так, сохраняется прямое государ­ственное регулирование тарифов естественных и локальных моно­полий. В целом бюджетная поддержка ЖКХ сохраняется. Она осу­ществляется по линии не предложения, а спроса на ЖКУ. Бюджет­ные деньги непосредственно включаются в тарифы через жилищ­ные субсидии малоимущим и льготным категориям населения.

Искусство тарифного регулирования в новых условиях сводится к сбалансированию темпов изменения тарифов и бюджетной поддержки населения. Всякое повышение тарифов по инициативе хозяйствующих субъектов увеличивает число претендентов на субсидии и потребность в бюджетной поддержке отдельных категории плательщиков за ЖКУ.

Постановлением Правительства «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» от 17 февраля 2004 г. № 89 введено понятие экономически обоснованных тарифов (расходов), определен состав затрат по видам ЖКУ.

Экономически обоснованные тарифы на услуги жилищно- коммунального хозяйства складываются из себестоимости единицы услуг и прибыли организаций — производителей услуг. Прежде всего формируется полная себестоимость услуг, фиксируется ее уровень, что в дальнейшем позволяет регулировать тарифы с учетом инфляции и ряда других факторов.

Органы власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органы местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях должны исходить из необходимости возмещения экономиче­ски обоснованных затрат организаций на предоставление жилишно-коммунальных услуг с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.

С точки зрения предприятия ЖКХ, функционирующего в рыночных условиях, жилищно-коммунальные услуги являются обычным товаром, который должен продаваться по экономически обоснованным ценам, т.е. по ценам, на которые воздействуют только спрос и предложение. Однако для потребителей жилищно-коммунальные ус­луги не являются обычным товаром, который можно покупать или не покупать. ЖКУ удовлетворяют повседневные социальные потребности, что предопределяет необходимость модификации и их предложения, и спроса на них.

В конечном виде экономически обоснованный тариф объективно отражает равновесие спроса и предложения. Спрос выражается и объеме и качестве услуг, обеспеченных финансовыми возможностями средней семьи и местного бюджета, предложение — в величине тарифа, обеспечивающей возмещение затрат и получение необходимой прибыли. При этом важно на стадии расчетов объективно выявить как реальную потребность в услугах, так и платежеспособный спрос. На протяжении какого-то незначительного периода возможны и недопоставка услуг, и неплатежи за потребленные услуги. Однако впоследствии придется все равно компенсировать ущерб от недопоставок и погасить накопившуюся задолженность по платежам.

Поскольку спрос и предложение в ЖКХ подвергаются модификации, жилищно-коммунальные услуги являются объектом регулирования органами государственной власти иместного самоуправле­ния. При этом объективной оценке подвергаются как элементы за­трат, так и уровень доходности ЖКУ. Следовательно, и после пере­хода на 100%-ную оплату затрат населением тарифы определяет не стихия рынка, а государственное регулирование. Элементы стихии допустимы лишь при предоставлении жилищных услуг.

Прежде предприятия получали дотации из бюджетов, и поэтому сумма прибыли, закладываемая в тарифы, не имела для них ре­шающего значения. Уровень рентабельности чаще всего устанавли­вался в качестве норматива, единого или дифференцированного в зависимости от вида деятельности. Норматив не учитывал в полной мере потребность в средствах для инвестиций, обслуживания и по­гашения кредитов. Узким местом нормативного планирования рен­табельности является отсутствие заинтересованности предприятия в снижении затрат, так как это ведет к уменьшению цены услуги и суммы прибыли при реализации антизатратного плана.

Теперь при расчете тарифа учитывается необходимость включе­ния в его состав инвестиционной составляющей, обеспечивающей возмещение затрат на реконструкцию и новое строительство объек­тов, проведение мер по ресурсосбережению и замене изношенных фондов. В сумме эти средства (амортизация; часть ремонтного фонда; часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и сборов и направляемая в фонд накопления, и т.д.) представляют собой фонд развития предприятия, который характеризует его инвестиционный потенциал.

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов орга­низаций коммунального комплекса» предусматривает в структуре тарифа в качестве обязательного компонента инвестиционную со­ставляющую в виде надбавки к цене с учетом производственных и инвестиционных программ, утверждаемых муниципалитетом.

Обоснование тарифа оплаты ЖКУ осуществляется с двух сто­рон: со стороны предприятия ЖКХ и со стороны потребителя ус­луг. Для этого предприятие анализирует фактические затраты за предыдущие периоды, определяет планово-нормативные затраты и прибыль для включения в тариф. Расчеты в качестве предложения предприятия направляются в регулирующий орган. Одновременно потребителями осуществляется оценка потребностей, спроса, и том числе платежеспособного, при обеспечении средних стандартов качества. Сбалансированность предложения предприятия и финансовых возможностей потребителей достигается с учетом бюджетного финансирования в основном через предоставление населению субсидий для оплаты ЖКУ по экономически обосно­ванным тарифам.

Экспертиза тарифов позволяет оценить возможность и целесообразность снижения себестоимости или ее отдельных элементов, выявить непроизводительные затраты и резервы снижения себе­стоимости выполнения конкретных технологических процессов, необходимость включения в себестоимость дополнительных работ, которые в настоящее время не выполняются или финансируются не полностью.

Например, ремонтный фонд зачастую в недостаточном объеме, учитывается в себестоимости услуг. Предприятия не планируют затра­ты на аварии на восстановительные работы, в то время как количество аварий за последние годы увеличилось. Ликвидация их последствий ведется за счет средств, предназначенных на текущий и капитальный ремонт, что стимулирует перераспределение (увеличение) ремонтных работ, проводимых в аварийном режиме, т.е. более дорогих.

Оценка платежеспособности основана на сравнении расходов средней семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг с их предельным уровнем (22%).

Рассчитываются расходы на ЖКХ в структуре потребительского бюджета семьи, анализируются другие показатели, характеризующие структуру потребительских расходов и затраты городского бюджета на социальную поддержку населения: доля затрат на услуги ЖКХ и доходе семьи; доля семей, претендующих на субсидии; средний размер предоставляемой субсидии; сумма средств на предоставление субсидий; соотношение дополнительных затрат на выплату субсидии с дополнительным доходом от повышения тарифов. Анализ показателей позволяет оценить готовность потребителей оплачивать услуги по проектируемому тарифу. Последующий мониторинг социально экономических условий и последствий его применения позволяет оценить обоснованность тарифной политики органа власти.

Предприятие коммунального хозяйства разрабатывает производ­ственную и инвестиционную программы. Производственная про­грамма включает прогноз объема и качества услуг, план мероприя­тий по повышению эффективности производства. Инвестиционная программа разрабатывается в соответствии с программой комп­лексного развития коммунальной инфраструктуры на основании технического задания, утвержденного главой администрации.

Орган регулирования муниципального образования проверяет соответствие проекта инвестиционной программы условиям техни­ческого задания и обоснованность расчета потребности в финансо­вых ресурсах. При расхождениях орган регулирования может воз­вратить проект для устранения несоответствий. При выявлении не­доступности услуг для потребителей орган регулирования может предложить изменить техническое задание или частично обеспечить финансовые потребности за счет местного бюджета.

Представительный орган утверждает инвестиционную програм­му коммунальной организации и устанавливает надбавку к цене (тарифу) для потребителей. После этого орган регулирования уста­навливает надбавку к тарифам на услуги коммунальной организа­ции. После установления всех тарифов и надбавок органы местного самоуправления заключают с коммунальной организацией договор в целях развития коммунальной инфраструктуры, определяющей условия реализации инвестиционной программы.

Орган тарифного регулирования проводит мониторинг выпол­нения производственной и инвестиционной программ.

Основанием для досрочного изменения органом регулирования тарифов на услуги коммунальной организации являются:

1. Объективное изменение условий деятельности организации, влияющих на стоимость услуг;

2. Нарушение коммунальной организацией производственной программы;

3. Предписание органа федеральной исполнительной власти, уполномоченного выполнять функции контроля и надзора за зако­нодательством в сфере конкуренции на товарных рынках.

В случае объективного изменения условий деятельности комму­нальной организации и решения органа регулирования о доступно­сти услуг для потребителя тарифы подлежат досрочному пересмотру.

Инвестиционная программа и сроки ее реализации могут быть пересмотрены по инициативе коммунальной организации, органа регулирования, представительного органа, если:

• по результатам мониторинга будет установлено, что рента­бельность коммунальной организации значительно выше (ниже) уровня, принятого при утверждении инвестиционной программы;

• объективно изменились условия деятельности коммунальной организации, влияющие на стоимость услуг.

Надбавки для потребителей могут изменяться с изменением им инвестиционной программы коммунальной организации, но не чаще одного раза в год. Основанием для досрочного пересмотра представительным органом муниципального образования надбавки к цене (тарифу) для потребителей являются:

• изменение инвестиционной программы коммунальной орга­низации;

• досрочный пересмотр надбавки к тарифу на услуги

коммунальной организации.

ФСТ имеет право получать от органов местного самоуправления необходимые материалы и проводить проверки обоснованности установления и изменения тарифов и надбавок.

Для защиты потребителей предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при установлении цен на содержание, ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги использовать за­ключение независимой экспертизы.

Экспертная группа анализирует договорные отношения, струк­туру и динамику себестоимости, финансовые потоки, технологиче­ские параметры предприятия, определяет соответствие стоимости услуг платежеспособности населения.

Заключение независимой экспертизы содержит:

• оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов;

• оценку финансового состояния и уровня технического осна­щения организации;

• анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;

• анализ качества работ и услуг, оказываемых организациями;

• сравнительный анализ динамики расходов и величины при­-
были по отношению к предыдущему расчетному периоду.

Экспертизы проводятся местной администрацией, антимоно­польными органами, независимыми фирмами, хозяйствующими субъектами. Экспертные организации аккредитуются при Росстрое специальными постановлениями.

Проведение экспертизы самим хозяйствующим субъектом осуществляется с целью выявления финансовых долгов предприятия, причин неустойчивого финансового положения.

Предприятие ЖКХ в соответствии с договором обслуживания гарантирует должное качество и объем работ, а заказчик оговаривает это условием обеспечения своевременного и полного финансирования.

Предусмотрен механизм защиты от некачественной работы предприятия ЖКХ. Если услуги оказываются с нарушением их перечня, объемов и качества, то должен производиться перерасчет размеров оплаты.

Порядок и условия снижения оплаты услуг при их некачественном или в неполном объеме предоставлении определяется «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099 (с из­менениями) и Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392.

Несмотря на наличие нормативных актов, не находит однознач­ного решения вопрос о структуре платежей за жилищные услуги. Законодательно установлен принцип дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде на основе установления платы за наем в зависи­мости от благоустройства, качества и местоположения жилья. Тем не менее, как правило, в оплату жилищных услуг включаются:

• содержание и техническое обслуживание жилищного фонда;

• текущий ремонт;

• аварийно-диспетчерское обслуживание;

• расходы на управление домом.

Плата за наем в качестве самостоятельного платежа не выделя­ется, хотя сегодня это единственный платеж, который может быть дифференцирован в зависимости, например, от местоположения. Редко проводится дифференциация оплаты жилья в зависимости от его качества, а также более полной оплаты общих площадей жилых помещений, превышающих социальную норму, и сверхнорматив­ные услуги для нанимателей и собственников, имеющих второе и последующее жилье.

Как следует из данных табл. 9.8 (по Раменскому району Мос­ковской области на 2006 г.), выделяются три статьи оплаты за жи­лое помещение, одна из них дифференцируется с учетом некоторых

показателей благоустройства. Существенное влияние на размер оп­латы оказывает наличие в доме лифта (плата за содержание жилья повышается почти на 40%). Учет других показателей благоустройст­ва недостаточно конкретизирован.

Долгое время тарифообразование по существу было оторвано от условий функционирования и финансирования предприятий, по­требительских предпочтений и качества услуг.

Затраты не являлись важным критерием формирования тари­фов. Недофинансирование искажало реальную потребность в рас­ходовании ресурсов на содержание и ремонт жилья и объектов коммунальной инфраструктуры. Завышены или занижены издержки в ЖКХ — можно было выявить только по косвенным показателям и на конкретных предприятиях.

Новый порядок тарифного регулирования базируется на сочета­нии затратного и параметрического методов ценообразования. За­тратный метод предполагает расчет тарифа (цены) по формуле: се­бестоимость плюс прибыль. При этом величина прибыли может варь­ировать в зависимости от рыночной стратегии предприятия. Элементы себестоимости определяются на основе прямого счета или норма­тивно. Производственные затраты рассматриваются как ограничи­тельный фактор, ниже которого тариф опуститься не может (за ис­ключением политики демпинга цен). Недостатком данного метода является возможность включения в себестоимость непроизводи­тельных затрат, что завуалирует рост тарифов. Нивелирует такую возможность рыночная конкуренция, если данный вид услуг не мо­нополизирован. Цена продавца услуг всегда есть лишь цена пред­ложения, она не обязательно должна соответствовать цене покупа­теля, цене состоявшейся сделки купли-продажи.

Параметрический метод исходит из того, что затраты материаль­ных и других ресурсов изменяются, как правило, при корректировке технико-экономических параметров, что позволяет выявлять коэффи­циенты зависимостей и распространять их на ценовые соотношения.

С введением 100%-ной оплаты ЖКУ населением у местных ор­ганов сузилось пространство для маневрирования, они не могут рассчитывать на покрытие убытков предприятий дотациями.

Все это ставит тарифообразование на более объективную осно­ву, а проблему жилищно-коммунальных платежей перемещает в ос­новном в сферу субсидирования малоимущих слоев населения.