Приватизация и национализация государственного имущества

Для формирования класса собственников средств производства, развития индивидуального и коллективного предпринимательства про­водится приватизация государственного и муниципального имущества. Под приватизацией понимается отчуждение имущества России, субъектов РФ или муниципальных образований в собственность фи­зических или юридических лиц.

Исходя из возможности приватизации государственное имущест­во подразделяется на виды:

• имущество, приватизация которого запрещена;

• имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

• имущество, приватизируемое с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учре­дителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;

• имущество, приватизируемое по решению Правительства РФ;

• имущество, приватизируемое по решению федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с фе­деральными органами исполнительной власти, в компетенцию кото­рых входят координация и регулирование деятельности в соответст­вующих отраслях экономики.

Приоритеты, ограничения и порядок приватизации государственно­го имущества, а также основы приватизации муниципального имущест­ва устанавливаются программой приватизации, разрабатываемой Прави­тельством РФ.

На первом этапе приватизации ставилась задача разрушить монопо­лию государственной собственности, внедрить социально-экономические отношения на базе частной собственности; безвозмездно передать госу­дарственное имущество гражданам путем раздачи приватизационных чеков (ваучеров) на уравнительных началах.

На втором этапе приватизация осуществляется преимущественно с использованием рыночных цен на государственное имущество, инвести­ционной ориентации продаж, возможностей концентрации собственно­сти. Кроме того, полнее учитываются интересы государства, предприятий, территорий. На этом этапе приватизация не является массовой, а прово­дится по индивидуальным проектам с учетом специфики каждого пред­приятия.

В отношении любого предприятия, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена, может быть принято решение о про­даже. При этом в единый комплекс предприятия входят основные сред­ства, другие долгосрочные вложения, оборотные средства, финансовые активы и пассивы, имущественные права, земельные участки. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, как пра­вило, передаются в муниципальное управление.

Продажу федерального имущества осуществляет специализирован­ное учреждение (в лице назначенных им представителей), которое:

• владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия акционера (участника) в хозяйственных обществах;

• осуществляет продажу переданных ему объектов приватизации;

• выступает учредителем хозяйственных обществ;

• ведет отчетность о денежных средствах, полученных в результате приватизации, а также учет подлежащих приватизации акций, принадлежащих Российской Федерации;

• получает и перечисляет денежные средства от приватизации в соответствии с установленными нормативами;

• обеспечивает перечисление дивидендов и иных доходов по ак­циям акционерных обществ, в которых специализированное учреждение осуществляет полномочия акционера;

• выпускает государственные ценные бумаги, удостоверяющие пра­во приобретения находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Специализированное учреждение может создавать в субъектах РФ свои отделения.

В настоящее время функции специализированного учреждения вы­полняет РФФИ. Его роль сугубо техническая: продать государствен­ное имущество, а затем новый собственник распоряжается им по своему усмотрению.

Продажу государственного имущества субъектов РФ осуществляют юридические лица, которым органами государственной власти субъек­тов РФ предоставлены соответствующие полномочия. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципально­го имущества.

Способом улучшения или преодоления неблагополучной ситуа­ции в экономике является национализация, которая также предпола­гает смену собственника.

Национализация проводится на основе соответствующего закона и при наличии у государства средств для выкупа частного имущества (в специфических российских условиях начала XX в. национализация осуществлялась без выкупа, т.е. путем экспроприации).

В развитых странах национализация служит мерой решения эко­номических задач и не имеет никакой идеологической окраски. На­блюдается процесс перехода собственности из одной формы в другую: частная собственность национализируется и становится государствен­ной, государственная собственность приватизируется и становится част­ной. Интенсивность смены форм собственности повышается в период общественно-экономического переустройства или в случаях суще­ственного ухудшения работы предприятий.

Не государство вообще, а современное Российское государство являет­ся неэффективным собственником и управляющим. Именно неэффектив­ное управление — причина того, что федеральная собственность приносит весьма скромные доходы.

И государственная, и частная собственность одинаково нужда­ются в администрировании, но на частном предприятии его осуще­ствляют менеджеры под контролем собственника, а за государст­венной собственностью должный контроль отсутствует. Неспособ­ность управлять федеральные органы подменяют приписываемой ущербностью государственной собственности.

Распродажа государственного имущества продолжается, хотя, ка­залось бы, и продавать больше нечего. Особенно нелогичным выглядит стремление быстрее распродать государственные пакеты акций, ведь контрольные пакеты государство имеет в небольшом числе АО.

Общество по ряду причин не может нормально развиваться, если в государственной собственности находится менее 10—15% основных средств.

Во-первых, государство обязано удовлетворять потребности в об­щественных товарах (благах). Они потребляются коллективно, сообща и даже вопреки желанию отдельно взятого человека, индивидуальные потребности в них выделить невозможно. Кроме того, потребление об­щественных товаров (благ) равно предложению, а цена равна сумме на­логов, поступающих в государственный бюджет. Это общественный товар, его предложение и сбалансированность может обеспечить толь­ко государство. Невысокое государственное потребление — признак слабости государства, его неспособности выполнять элементарные функции.

Во-вторых, при отсутствии государственной собственности власть становится вассалом крупных олигархов, которые получают возможность оказывать влияние на формирование органов власти в своих интересах. Обеспечить же финансовую мощь без собственных средств производства может лишь очень сильная государственная власть.

В-третьих, объекты государственной собственности являются сим­волами нации, гарантией справедливости, отсутствия социальной розни, дискриминации. Без них нарушается гражданское самосозна­ние и согласие в обществе. Не следует забывать, что социальное са­мочувствие служит основным барометром государственной политики и власть не может долго игнорировать его показатели.

Приватизация с самого начала преследовала идеологические цели, которые в целом и были достигнуты: производство разгосударствлено; каждый почувствовал себя владельцем кусочка государственной собст­венности (ваучера); советский менеджмент перешел на сторону капи­тализма. Выросшие на этой почве новые собственники не стали эф­фективными (такое требование к ним и не предъявляется), хотя про­дают продукцию по мировым ценам, а труд наемных работников оп­лачивается не по мировым ставкам.

Органом исполнительной власти, координирующим деятельность иных органов в сфере использования и распоряжения федеральной собственностью, является Федеральное агентство по управлению фе­деральным имуществом (Росимущество), которое:

• проводит единую государственную политику в области имуще­ственных отношений;

• управляет и распоряжается федеральным имуществом, кроме лесного и водного фонда;

• координирует деятельность органов исполнительной власти в области имущественных отношений;

• представляет Правительству РФ проект программы приватизации, организует и контролирует ее выполнение;

• принимает решения о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации для продажи;

• осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

• является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;

• осуществляет права акционера в АО, акции которых находятся в федеральной собственности;

• создает комиссии по приватизации федерального имущества;

• организует учет федерального имущества и ведение его реестра.