Антимонопольная политика

Предпринимательская деятельность на сложившемся товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами дос­тижения успеха, получения наибольшей прибыли.

Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели конку­рируют за рынки сбыта и заказы потребителей, стремятся улучшить качество продукции, расширить ассортимент, снизить издержки. Государство поддерживает эту тенденцию.

Наиболее действенным фактором развития конкуренции явля­ется увеличение на рынке числа поставщиков, достигаемое приме­нением комплекса мер.

Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей договориться о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, ослаблении позиций конкурентов, их дискредитации.

Монополия позволяет хозяйствующему субъекту занять доми­нирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект получаетвозможность установ­ления монопольной цены для компенсации необоснованных затрат, получения дополнительной прибыли за счет снижения качества то­вара.

Доминирующим признается положение, когда у хозяйствующего субъекта доля рынка превышает 35%.

В каждой стране антимонопольное законодательство устанавли­вает свое пороговое значение, по которому определяется домини­рующее положение. В Германии — это 33% рынка для одного предприятия, более 50% — для двух, 66% — для трех предприятий; в Японии — более 50% для одного предприятия, более 75% — для двух предприятий. В Великобритании и Франции «планка» самая низкая — 25%.

Слияние предприятий — это фактор устранения конкуренции и одновременно повышения концентрации производства и его эф­фективности. Но все же наращивание мощи фирм в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое их слияние. Поэтому в мировой практике проводится жесткая регламентация слияния фирм.

Недобросовестной конкуренцией признается:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведе­ний, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъ­екту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процес­се его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

• самовольное использование товарного знака, фирменного наиме­нования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммер­ческой тайны, без согласия ее владельца.

Федеральная ан­тимонопольная служба или ее территориальное управление осуществляет контроль за следующими действиями:

1) создание, слияние и присоединение коммерческих организаций;

2) ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

3) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

4) получение в собственность или пользовании одним хозяйствующим субъектом, лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполни­тельного органа;

5) участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов.

В одних случаях требуется предварительное согласие антимоно­польных органов, в других — их последующее уведомление.

Федеральная антимонопольная служба вправе давать обязатель­ные для исполнения предписания о прекращении нарушений анти­монопольного законодательства, расторжении противоречащих зако­ну договоров, отмене органами власти и управления принятых не­правомерных актов. Она может также принимать решения о наложе­нии штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний, обращаться в суд или арбитраж с иска­ми и заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбужде­нии уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нару­шением антимонопольного законодательства.