Антимонопольная политика
Предпринимательская деятельность на сложившемся товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.
Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели конкурируют за рынки сбыта и заказы потребителей, стремятся улучшить качество продукции, расширить ассортимент, снизить издержки. Государство поддерживает эту тенденцию.
Наиболее действенным фактором развития конкуренции является увеличение на рынке числа поставщиков, достигаемое применением комплекса мер.
Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей договориться о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, ослаблении позиций конкурентов, их дискредитации.
Монополия позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект получаетвозможность установления монопольной цены для компенсации необоснованных затрат, получения дополнительной прибыли за счет снижения качества товара.
Доминирующим признается положение, когда у хозяйствующего субъекта доля рынка превышает 35%.
В каждой стране антимонопольное законодательство устанавливает свое пороговое значение, по которому определяется доминирующее положение. В Германии — это 33% рынка для одного предприятия, более 50% — для двух, 66% — для трех предприятий; в Японии — более 50% для одного предприятия, более 75% — для двух предприятий. В Великобритании и Франции «планка» самая низкая — 25%.
Слияние предприятий — это фактор устранения конкуренции и одновременно повышения концентрации производства и его эффективности. Но все же наращивание мощи фирм в конкурентной борьбе признается более разумным, чем механическое их слияние. Поэтому в мировой практике проводится жесткая регламентация слияния фирм.
Недобросовестной конкуренцией признается:
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
• самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Федеральная антимонопольная служба или ее территориальное управление осуществляет контроль за следующими действиями:
1) создание, слияние и присоединение коммерческих организаций;
2) ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий;
3) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);
4) получение в собственность или пользовании одним хозяйствующим субъектом, лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа;
5) участие физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более хозяйствующих субъектов.
В одних случаях требуется предварительное согласие антимонопольных органов, в других — их последующее уведомление.
Федеральная антимонопольная служба вправе давать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, расторжении противоречащих закону договоров, отмене органами власти и управления принятых неправомерных актов. Она может также принимать решения о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и неисполнение предписаний, обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, направлять в прокуратуру материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.