О методологической валидности концепции Духовности.
В предыдущих лекциях мы сформулировали основы системного подхода: три принципа причинности и критерий совместимости. Теперь мы, следуя логике построения системной концепции индивидуальности, должны испытать концепцию Духовности на соответствие (методологическую валидность) этим критериям.
Принцип активности — приоритет внутреннего над внешним. Поскольку Духовность — есть проявление «живого духа», как очень часто его характеризуют, то она является именно глубинной Силой сферы «бессознательного». Следовательно, каждый человек по сути своей духовен и одухотворение душевного мира человека есть пробуждение Духовности в нем через общение с продуктами духовной культуры (с объективированным духом).
Принцип Саморазвития — приоритет будущего над прошлым. Другая форма этого принципа — это приоритет эволюционно молодых (духовных) Сил над старыми (животными) Силами, то есть преодоление биологического подхода к трактовке эволюции. И действительно, «Дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода» [6, с, 146; курсив мой].
Принцип иерархичности — приоритет метасистемного над субсистемным. Как вы помните, отношение причинности между уровнями выражалось термином «содействие». Активность Су б системы содействует активности системы, а та содействует активности Метасистемы, а та, в свою очередь, содействует активности Метасистемы и в пределе мы получим, что все системы иерархии содействуют активности Суперсистемы. Вот эта Суперсистема и есть главная Сила «бессознательного», именуемая психологическим понятием Духовность.
Критерий совместимости. Духовность — есть глубинная Сила индивидуальности, роднящая индивида со всем живым во Вселенной: «Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа» [6, с. 146].
Определение Духовности, методологически валидное системному подходу:
Духовность — есть самая глубинная Сила человеческой индивидуальности, активность которой устремляет душевный мир к предельному состоянию эволюции — к Совершенству и объединяет (не по крови, а по духовному родству) индивида со всем живым окружением.