Структура индивидуальности на основе критерия совместимости.

Исходя из идей Аристотеля и Лейбница предлагаемая структура индивидуальности включает четыре аспекта. Теперь необходимо обосновать, что выделенные аспекты индивидуальности удовлетворяют трем принципам причинности и критерию совместимости (на схеме Рис. 4 — «совместимость по...»).

Ø Аспекту темперамента соответствует «растительная душа». Силы, образующие темперамент, задают стиль развития человека и проявляются в избирательном отношении к стилям других Систем,

Принцип активности требует, чтобы темперамент был образован глубинными Силами «бессознательного». Этому критерию удовлетворяет концепция К. Юнга о двух Архетипах «коллективного бессознательного» Анимус и Анима [19, с. 145], В соответствии с принципом иерархичности Архетип Анимус (мужской стиль по Адлеру) включает в себя «красный» и «желтый» Стили поведения (в терминологии Люшера), а Архетип Анима (женский стиль по Адлеру) включает в себя «синий» и «зеленый» Стили поведения. Исходя из этой иерархии, мы имеем четыре стиля поведения, и в дальнейшем мы покажем, что проявление их подобно четырем классическим типам темперамента. Если исходить из принципа саморазвития, Силы темперамента отражают растительный этап эволюции человека и являются предусловием развития Сил животных. Хотя Юнг прямо не говорил, что Архетипы Анимус и Анима образуют основу темперамента, но поскольку они относятся к доживотной стадии эволюции, то, в соответствии с принципом саморазвития, их следует отнести к Силам «растительной Души», то есть к Силам, образующим темперамент.

Дисгармония Сил темперамента влечет за собой, согласно Юнгу и Адлеру, два типа акцентуации темперамента: истерию («Красную» и «Желтую» по Люшеру) и астению («Синюю» и «Зеленую» по Люшеру), Силы, образующие аспект темперамента, отражает биологический («растительный») этап межсистемных отношений в эволюции живых Систем* В пользу этого предположения говорит наличие патологического аспекта темперамента, возникающего как следствие дисгармонии его образующих Сил, Патологическими исходами темперамента, вследствие дисгармонии Сил его образующих, являются: истерия и психастения.

Юнг объяснял причины возникновения «экстраверсии» и «интроверсии» действием самых глубинных Архетипов: Анимус и Анима. С другой стороны, истерию Юнг трактовал как следствие преобладания экстравертированной установки: «Как мне кажется, истерия наиболее распространенный невроз экстравертированного типа» [19, с. 209]. Психастению Юнг трактовал как преобладание установки интровертированной: «... психастения, болезнь, которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, а с другой — большой истощаемостью и хроническим утомлением» [19, с. 218].

Рис. 4

Отсюда следует, что истерия возникает как доминирование Архетипа Анимус. а астения — Архетипа Анима. Подобную идею в трактовке истерии и астении высказывал и Адлер: истерию он трактовал как преобладание мужской установки (в основном у женщин) [1,с. 163-210], а неврастению — как преобладание женской установки (в основном у мужчин), которая выражается в женской мягкости, абулии (чаще всего при так называемой неврастении) [1,с. 217]

Итак, если Анимус доминирует у женщин, то возникает истеричный стиль поведения, как у людоедки Элл очки (из «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова); если Анима доминирует у мужчин, то возникает астеничный стиль поведения, как у Васисуалия Лоханкина (из «Золотого теленка» тех же авторов).

Ø Аспекту характера соответствует «животная душа». Силы, образующие характер, задают стратегию развития человека и проявляются в избирательном отношении к стратегиям других Систем.

Принцип активности требует, чтобы характер был образован глубинными Силами «бессознательного». Этому критерию удовлетворяет концепция Э. Берна о трех эго-состояниях «Взрослый». «Родитель», «Ребенок» [2]. В его концепции, по нашему мнению, наиболее выразительно представлен интегральный подход, о котором мы говорили выше: особенности взаимодействия трех эго-состояннй Берн раскрывает именно через общение (двух) людей. Важнейшее положение концепции эго-состояний является положение о «переключении» или переходе активности от одного эго-состояния к другому. Это позволяет сделать предположение, что три эго-состояния выражают собой активность трех глубинных Сил (принцип активности), отражающих животный этап развития эволюции (принцип саморазвития).

Дисгармония соотношения активности Сил характера, по-видимому, влечет за собой три типа акцентуации характера, которые предложил Кречмер: эпилептоидный, циклоидный и шизоидный типы [7].

Силы, образующие аспект характера, отражают «животный» этап межсистемных отношений в эволюции живых Систем, представляя собой три основные стратегии выживания «догнать», «убежать» и «не участвовать». В пользу этого предположения говорит наличие патологического аспекта характера, по-видимому, возникающего как следствие дисгармонии Сил его образующих.

Патологическими исходами характера, вследствие дисгармонии Сил его образующих, являются: эпилептоидный, циклоидный и шизоидный типы характера.

Если сопоставить триаду Э. Берна с эпилептоидным, циклоидным и шизоидным характером по Э. Кречмеру, то триада Кречмера — это акцентуированное подобие триады Берна. А поскольку Берн объяснял происхождение каждого типа своей триады психоаналитически; доминированием одного из трех активных эго-состояний: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», действующих из глубин «бессознательного», то происхождение акцентуированной триады Кречмера возможно объяснить лишь гиперактивностью соответствующей Силы «бессознательного», образующей тип характера.

Итак, если Система «Родитель» доминирует, то возникает эпилептоидный характер, если доминирует «Взрослый» — циклоидный, если «Ребенок» — шизоидный.

Ø Аспекту личности соответствует «разумная Душа». Глубинные Силы, образующие личность, задают путь развития человека и проявляются в избирательном отношении к ценностным ориентациям других людей.

Принцип активности требует, чтобы личность была образована глубинными Силами «бессознательного». Этому критерию удовлетворяет концепция Э. Шпрангера [4, с. 71-82] о ценностных ориентациях. которые являются чисто духовным началом. Ценностные ориентации определяют у каждого человека понятие мира и являются производной частью общего человеческого Духа (в изл. [4. с. 72]).

Личность — это духовная индивидуальность человека. Если это так, то Силы, ее образующие, должны быть духовные надындивидуальные Силы «коллективного бессознательного», именуемые Святостями (этот термин более точен, чем термин «ценности»).

Святость как глубинная Сила души (подобно Архетипу Юнга), действуя из духовной сферы «коллективного бессознательного», образует личность как духовную индивидуальность человека. Творчески переосмысливая концепцию Шпрангера, можно выделить семь Святостей: Вера («человек религиозный»), Честь (по мнению автора — человек ратный), Польза («человек экономический»), Любовь («человек социальный»), Красота («человек эстетический»), Истина («человек теоретический») и Справедливость («человек политический»). В соответствии с принципом саморазвития Святости являются эволюционно новыми Силами эволюции, поэтому к ним не применим биологический критерий (как к животным силам). Хотя Святости не играют такой большой роли в борьбе за выживание (как Либидо Фрейда или Архетипы Юнга), но они дают человеку жизнь.

Подавление истинных Святостей человека влечет за собой дисгармонию личности (ригидность) по Роджерсу.

Патологическим исходом личности вследствие подавления истинных ценностей (Святостей) человека, ценностями ложными является ригидность личности.

Роджерс объяснял причины возникновения «ригидности» следствием «предательства мудрости своего организма» и подавления «внутреннего оценочного чувства» в угоду обстоятельствам. [4, с. 39]. В результате этого «предательства» личность теряет гибкость и открытость, становится хрупкой и закрытой.

Именно «внутреннее оценочное чувство» является истинным критерием поиска Святостей. которые образуют «Ядро» истинного «Я» человека, но,, если ложная «Я-концепция», образованная ложными ценностными образами, подавляет истинное «Я», то человек превращается в «закомплексованного упрямца».

Итак, Силы личности образованы не биологическими Силами прошлого, как считали Фрейд и Юнг, а эволюционно новыми зарождающимися Силами, устремляющими человека в будущее, «к свободной реализации потенций» (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу) и укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К.Роджерс) [13, с. 91]. Именно поэтому личность в рамках системного подхода определяется как духовная индивидуальность человека.

Ø Аспекту Духовности соответствует высший аспект человеческой индивидуальности — «предустановленная Гармония» Лейбница. Сила, образующая Духовность, задает главную цель развития человека и проявляется в чувстве духовного родства (эмпатии) ко всему живому во Вселенной.

Пробуждение Духовности дает индивидуальности большую независимость от окружения (принцип активности), устремляет ее к идеальной цели духовной эволюции — к Совершенству (принцип саморазвития) и объединяет индивидуальность со всем живым окружением (принцип иерархичности).

Духовность — понятие психологическое, через это понятие объясняются феномены совести и чувства вины [13, с. 112].

Принцип активности требует, чтобы аспект духовности был образован глубинной Силой «бессознательного». Этому критерию удовлетворяет концепция В. Франкла [17]. По образному определению В. Франкла, Духовность является «подсознательным Богом» [17 с. 6]. «Человек —это больше чем психика: человек — это дух», —говорил Франкл [17, с. 17].

Идея принципа саморазвития (устремленности в «будущее») и принципа иерархичности (устремленности «ввысь») у Франкла выражена в отрицании глубинной психологии по Фрейду: «Экзистенциальный анализ есть нечто противоположное так называемой... глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что ее противоположностью является не поверхностная, а вершинная психология... Глубинная психология в чести, но «лишь вершина человека — это человек» (Парацельс)» [17, с. 20].

Патологическим исходом Духовности вследствие ее подавления (согласно Франклу, чрезмерной похотливостью и психологией редукционизма) является ноогенный невроз.

Ноогенный невроз—это потеря смысла жизни. Он порождает у человека состояние, называемое экзистенциальным вакуумом (дословно—пустота существования). Выражая суть происхождения ноогенного невроза, Франкл писал: «Когда мы подавляем в себе ангела, он превращается в дьявола» [17, с. 10].

Итак, главная Сила бессознательного — Духовность в неявном виде организует весь душевный мир человека, тем самым спасает нас от ноогенного невроза.

Резюме: Духовность задает единую цель развития человека, Силы личности задают семь путей движения к цели, Силы характера — задают три стратегии движения по пути к цели и Силы темперамента задают четыре стиля реализации стратегии движения на пути к цели.