Жизненный цикл педагогических инноваций
Процесс распространения педагогических идей и нововведений может рассматриваться как три самостоятельных потока: стихийный, целенаправленный государственный и целенаправленный общественный. Целенаправленный государственный поток – это продуманные усилия, действие органов образования по внедрению новшеств. Целенаправленный общественный ноток – результат деятельности различных общественных организаций, разнообразных педагогических обществ, ассоциаций... Существует еще и стихийный, спонтанный поток, протекающий в русле личного общения и профессионального взаимодействия учителей. Он может быть стимулирован средствами массовой информации: прессой, телевидением, специально созданной средой, неформальными объединениями по интересам, например в сети интернет.
Конкретные организации, объединения людей, которые проявляют активность в распространении нововведений, называются в инноватике ядрами. Ядра обладают следующими характеристиками: активностью, авторитетностью, масштабностью, ориентацией, отношением к участникам нововведения.
Активность определяет степень интенсивности инновационной деятельности. Авторитетность имеет два показателя: число людей, признающих данный источник нововведения как авторитетный для себя, и степень авторитетности этого ядра для конкретных людей. Масштабность – число людей, охваченных единичным действием ядра. Ориентация имеет несколько характеристик: во-первых, аудитория, на которую рассчитано действие ядра (преподаватели, общественность...), во-вторых, активность ядра направлена, прежде всего, на пропаганду идеи (теоретическая ориентация) или на распространение способов деятельности (практическая ориентация).
Поскольку ядро любой педагогической инновации не остается постоянным, с течением времени меняются интенсивность, объем и другие параметры инновации. Выше было изложено, что радикальная в определенный период в конкретном месте инновации спустя некоторое время теряет признаки новизны и уходит из поля зрения педагогической общественности как нововведение.
Это происходит по причине массового внедрения новшества либо потери его актуальности. Система обучения Л.В. Занкова в свое время была достаточно инновационна, но сегодня многие ее элементы проникли в массовую практику и тем самым перестали быть инновационными. В подобных случаях нововведение может переходить из радикального состояния в состояние модификации, незначительных усовершенствований. В любом случае жизненный цикл нововведений ограничен временными рамками.
В то же время имеются педагогические новшества, которые были радикальными на уровне идеи или концепции. Когда возникают условия и возможности для их внедрения в массовую практику, такие новшества получают свое развитие, переводятся на новый уровень, возникает своеобразный педагогический ренессанс. Например, в «спящем» состоянии сегодня находится эвристическая идея Сократа о рождении знаний как припоминания того, что человек уже потенциально знает. Необходимы условия и общественные потребности для того, чтобы данная педагогическая инновация получила массовое развитие и воплощение.
Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Поэтому инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций, создавая следующие феномены «рутинизации»:
- догматизацию инновации – веру в незыблемость нового;
- схематизацию – применение упрощенной схемы первоначального нововведения;
- фрагментацию – использование элементов, отдельной части нововведения;
- имитацию новшества.
Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения общественных потребностей и решения внутренних и внешних противоречий образования. Поэтому преобразующая стратегия инновационной деятельности имеет временные границы и должна представляться как временная программа.