Нововведение как форма управления развитием образовательных систем
Нововведение в инноватике рассматривается как элемент управляемого развития и целенаправленных изменений. В широком смысле предмет инноватики – нововведения, выступающие как форма управляемого развития.
Нововведение может рассматриваться и в процессуальном плане – как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации связанных с этим изменений в социально-педагогической среде.
В качестве своего источника нововведение может иметь реальную образовательную практику, подверженную рефлексивному осмыслению. Продукт такого осмысления становится педагогическим новшеством, которое подлежит последующему внедрению в эту же среду или ситуацию.
Ранг или уровень нововведений определяет специфику управления. По аналогии с принципами функционирования сложных систем можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно обоснованному управлению инновационным процессом.
Нововведение – результат инновационного процесса. Инновационный процесс – не просто внедрение чего-либо нового, а такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые:
- обладают новизной;
- обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей;
- способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
- согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.
Следует выделить вопрос о соответствии того или иного новшества образовательной системе, в которую оно может быть внедрено.
Под системой может пониматься отдельный учебный курс, который ведет педагог, образовательное учреждение в целом, регион…
Для первичной оценки руководителем школы предлагаемого для внедрения новшества В.С. Лазарев называет следующие качества (характеристики) новшеств, которые закладываются в них еще при разработке:
- предмет инновации, т.е. элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества; назначение инновации;
- глубина преобразований, т.е. степень радикальности изменения предмета инновации;
- масштаб преобразований, т.е. число вовлекаемых в нововведение элементов школы, связанных с предметом инновации;
- ресурсоемкость новшества, т.е. объем необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов;
- уровень разработанности, т.е. степень подготовленности новшества к внедрению.
Перечисленные параметры выступают критериями предварительной диагностики нововведений по отношению к той или иной среде внедрения. В результате диагностики можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состояний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.