Конструирование нововведений

Как уже отмечалось, по своему смыслу инновация и ново­введение – тождественные понятия. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, раз­работанными или «случайно открытыми» в порядке педагогической инициативы. При этом в содержание «новшества» включа­ют: а) новое научное знание; б) новые эффективные образова­тельные технологии; в) технологическое описание инновацион­ного проекта.

Проектирование педагогических новаций начинается с общего плана работ. А.М. Саранов называет три уровня разработки нова­ций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. Задачи каждого из уровней таковы.

1.Концептуальный:

- методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;

- ориентация на такую педагогическую теорию, которая дава­ла бы представление о целостности учебно-воспитательного про­цесса;

- отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназии различного профиля).

2.Организационно-деятельностный:

- подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;

- создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;

- создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;

- обеспечение материaльно-технических условий для проведения опытно-эксперимен-тальной работы.

3.Научно-методический:

- разработка и апробация различных вариантов учебных пла­нов, программ, путей и средств их достижения;

- разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;

- определение критериев результативности реализации концеп­ции образования данного учебного заведения;

- определение действенного механизма обобщения и распро­странения передового и новаторского опыта;

- научное обеспечение эффективных путей подготовки и по­вышения квaлификации учителей.

Перечисленные уровни охватывают необходимые направле­ния для проектирования нововведений в рамках образователь­ного учреждения. Эти направления относятся к проектной части инноваций, которую необходимо дополнить внедренческой с пе­речнем условий для сопровождения внедрения новшеств. В про­тивном случае необходимых условий реализации нововведения может не оказаться, и проект останется нереaлизованным. На внедренческом уровне необходимо описать основные направле­ния деятельности всех участников нововведения, определить со­став средств и условий осуществления намеченного плана, уста­новить механизм мониторинга и корректировки инновационно­го процесса.

Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в об­разовательном учреждении, включающая в себя четы­ре фазы:

1) поиск новых идей;

2) формирование нововведения;

3) реализация нововведения;

4) закрепление новшества.

Фаза первая – поиск новых идей – сама, в свою очередь, состоит из нескольких этапов.

1.Создание информационного фонда. Стимуляция участия пре­подавателей в конференциях, совещаниях, посвященных разви­тию инновационных процессов в образовании. Анализ получен­ной информации.

2.Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения (возможно с помощью консалтинговой службы).

Фаза вторая – формирование нововведения – состоит из трех этапов.

1.Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы,

2.Апробирование инновационных идей с участием так называ­емой «опережающей группы» учителей.

3.Подведение итогов апробирования, принятие решения о мас­штабном нововведении, выработка программы его реализации.

Фаза третья – реализация нововведения. В этой фазе уделя­ется внимание двум этапам.

1.Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного ново­введения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: уве­личение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководи­телей дополнительной ответственности; принятие новой должно­сти. На данном этапе важным фактором, определяющим его ус­пешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в экс­перименте напрямую.

2.Инновационное обучение. Необходимо освоение инноваци­онных технологий всем коллективом. В этом процессе важ­ную роль играет авторитет руководителя.

Фаза четвертая – закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организаци­онных проблем и создание благоприятного психологического кли­мата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот – системы к новшеству. Для смягчения этих процес­сов, превращении инноваций в оптимальную традицию требу­ются, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагога­ми и детьми, с другой – закрепление обновленного образа учеб­ного заведении в сознании педагогического и ученического кол­лективов.

Предлагаемая модель описывает административный путь органи­зации инновационных процессов – внедрение «сверху». В то же время возможны модели «сопровождающего» подхода, когда на основе рефлексивно организуемой работы происходит выявление предмета предстоящей инновации и затем обеспечиваются усло­вия для ее проектировании и внедрения. Например, Ю.Л. Неймер рассматривает три вида инициации инновационно­го процесса и реакцию на них руководителей: инициатива сверху, собственная инициатива руководителя и инициати­ва снизу.

В другой своей работе С.Д. Поляков рассматривает факторы распространении педагогических нововведений.

1.Социальные условия широкого плана – это преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования.

2.Частные социальные условия – деятельность конкретных госу­дарственных институтов, средств массовой информации по про­паганде и распространению новшества.

3.Личностные факторы – личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической об­щественности.

Как видим, личностный фактор данным автором считается значимым для распространения педагогических нововведений. Мы же считаем, что личностный фактор является основным не только на стадии распространения нововведений, но и в ходе их за­рождения, проектирования и реализации.

Особенности педагогической инноватики в отличие от инно­ватики в других сферах деятельности закрепляет примат субъек­тивного, личностного, человекосообразного в проектировании и реanизации образовательных изменений.