Конструирование нововведений
Как уже отмечалось, по своему смыслу инновация и нововведение – тождественные понятия. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или «случайно открытыми» в порядке педагогической инициативы. При этом в содержание «новшества» включают: а) новое научное знание; б) новые эффективные образовательные технологии; в) технологическое описание инновационного проекта.
Проектирование педагогических новаций начинается с общего плана работ. А.М. Саранов называет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. Задачи каждого из уровней таковы.
1.Концептуальный:
- методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;
- ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса;
- отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназии различного профиля).
2.Организационно-деятельностный:
- подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;
- создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;
- создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;
- обеспечение материaльно-технических условий для проведения опытно-эксперимен-тальной работы.
3.Научно-методический:
- разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения;
- разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;
- определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения;
- определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
- научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квaлификации учителей.
Перечисленные уровни охватывают необходимые направления для проектирования нововведений в рамках образовательного учреждения. Эти направления относятся к проектной части инноваций, которую необходимо дополнить внедренческой с перечнем условий для сопровождения внедрения новшеств. В противном случае необходимых условий реализации нововведения может не оказаться, и проект останется нереaлизованным. На внедренческом уровне необходимо описать основные направления деятельности всех участников нововведения, определить состав средств и условий осуществления намеченного плана, установить механизм мониторинга и корректировки инновационного процесса.
Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы:
1) поиск новых идей;
2) формирование нововведения;
3) реализация нововведения;
4) закрепление новшества.
Фаза первая – поиск новых идей – сама, в свою очередь, состоит из нескольких этапов.
1.Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации.
2.Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения (возможно с помощью консалтинговой службы).
Фаза вторая – формирование нововведения – состоит из трех этапов.
1.Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы,
2.Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.
3.Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.
Фаза третья – реализация нововведения. В этой фазе уделяется внимание двум этапам.
1.Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.
2.Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе важную роль играет авторитет руководителя.
Фаза четвертая – закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот – системы к новшеству. Для смягчения этих процессов, превращении инноваций в оптимальную традицию требуются, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагогами и детьми, с другой – закрепление обновленного образа учебного заведении в сознании педагогического и ученического коллективов.
Предлагаемая модель описывает административный путь организации инновационных процессов – внедрение «сверху». В то же время возможны модели «сопровождающего» подхода, когда на основе рефлексивно организуемой работы происходит выявление предмета предстоящей инновации и затем обеспечиваются условия для ее проектировании и внедрения. Например, Ю.Л. Неймер рассматривает три вида инициации инновационного процесса и реакцию на них руководителей: инициатива сверху, собственная инициатива руководителя и инициатива снизу.
В другой своей работе С.Д. Поляков рассматривает факторы распространении педагогических нововведений.
1.Социальные условия широкого плана – это преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования.
2.Частные социальные условия – деятельность конкретных государственных институтов, средств массовой информации по пропаганде и распространению новшества.
3.Личностные факторы – личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической общественности.
Как видим, личностный фактор данным автором считается значимым для распространения педагогических нововведений. Мы же считаем, что личностный фактор является основным не только на стадии распространения нововведений, но и в ходе их зарождения, проектирования и реализации.
Особенности педагогической инноватики в отличие от инноватики в других сферах деятельности закрепляет примат субъективного, личностного, человекосообразного в проектировании и реanизации образовательных изменений.