Инновационная деятельность
Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной деятельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.
Отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность се функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в общественном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрессивном.
Элементом инновационной деятельности является инновационный поиск – процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
В современной теории инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововведения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в кедрах предшествующего уклада. Появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятельности и самостоятельное значение. Например, процессы, связанные с применением здоровье- и ресурсосберегающих педагогических технологий, компьютеризации и «интернетизации» обучения, повышения качества обучения при использовании прогрессивных форм и методов обучения... Такого рода нововведения-процес-сы повышают качество учебного процесса и конкурентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.
Нововведения-процессы значительно меньше подвержены изменениям, чем, например, это происходит в отношении нововведений-продуктов. Модернизация или модификация продлевает жизненный цикл заложенного типа образования как возможной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносятся некоторые изменения с целью большего соответствия требованиям времени.
Таким образом, непременное и обязательное условие в инновационной деятельности – распространение и тиражирование методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек – будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.