Инновационная деятельность

Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организа­ции информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной дея­тельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.

Отдельными компонентами целостной системы любой инно­вационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов це­лостной системы снизит результативность се функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продук­цию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в обществен­ном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрес­сивном.

Элементом инновационной деятельности является инноваци­онный поиск – процесс разработки, получения нового знания и новой практики.

В современной теории инноватики различают нововведения-про­дукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововведения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в кедрах предшествующего уклада. Появление неординарных ново­введений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятель­ности и самостоятельное значение. Например, процессы, связан­ные с применением здоровье- и ресурсосберегающих педагоги­ческих технологий, компьютеризации и «интернетизации» обуче­ния, повышения качества обучения при использовании прогрес­сивных форм и методов обучения... Такого рода нововведе­ния-процес-сы повышают качество учебного процесса и конку­рентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образо­вательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.

Нововведения-процессы значительно меньше подвержены из­менениям, чем, например, это происходит в отношении ново­введений-продуктов. Модернизация или модификация продлева­ет жизненный цикл заложенного типа образования как возмож­ной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносят­ся некоторые изменения с целью большего соответствия требова­ниям времени.

Таким образом, непременное и обязательное условие в инно­вационной деятельности – распространение и тиражирование методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основ­ным элементом которой, ее олицетворением является человек – будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.