Задачи педагогической инноватики

Задачи педагогической инноватики конкретизируют ее влия­ние на изменяющуюся образовательную реальность. Какова же эта реальность?

В современном образовании принято различать два типа инновационных феноменов: «инновации в системе образования» и «инновационное обучение». Первое связано с перестройкой, моди­фикацией, усовершенствованием, изменением системы образо­вания или ее отдельных сторон, свойств и аспектов, например с созданием новых законодательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей. Второе – иннова­ционное обучение – определяется как особый тип обучения, про­дукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности но­вого типа в учебно-образовательном процессе.

Оба инновационных феномена и соответствующие им виды деятельности исследуются одной и той же научной областью – педагогической инноватикой. Причем эти два феномена взаимо­связаны. Например, инновационное обучение – одна из форм практической реализации нормативных системных нововведений. Инновационное обучение может рассматриваться как реакция системы образования на переход общества к более высокой сту­пени своего развитии, на изменяющиеся смыслы и цели образо­вания. Инновационное обучение – это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социаль­ной среде, выступающее в качестве отклика на проблемные ситу­ации, проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и пе­ред обществом.

И наоборот, масштабные системные изменения происходят иногда под воздействием новаторских систем обучения. Если же понимать эти два фактора отдельно, то можно получить проблему отчуждения практики от теории, т.е. концепции модернизации образования будут сами по себе, а образование – само по себе. Чтобы этого не случилось, необходимо исследовать оба фактора – «инновации в системе образования» и «инновационное обуче­ние» – в единстве.

Объединяющее понятие педагогической инноватики – инно­вационный образовательный процесс. С этим понятием тесно свя­заны другие: педагогическое новшество, инновационная деятель­ность, инновационная среда, в которой происходят инновацион­ные процессы. Далее мы рассмотрим эти понятия детально. Сейчас же кратко охарактеризуем их для того, чтобы сформулировать задачи педагогической инноватики.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педа­гогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых инновационные про­цессы происходит. Имеющиеся условия (среда) могут способство­вать либо препятствовать инновационному процессу. Инноваци­онный процесс в единстве трех его составляющих (создание, ос­воение и применение новшеств) может иметь характер как сти­хийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств – это, прежде всего, функция управления искусственными и есте­ственными процессами изменений.

Инновационная деятельность – комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной деятельно­сти относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления...

Новшества в образовании представляют собой выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержа­щих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обес­печивающие и управленческие.

Задача педагогической инноватика формулируются по отношению к ее предмету и целям, а также на междисциплинарном уровне.

Ученые предлагают три типа задач педагогической инноватики:

1.Описательно-объяснительные задачи, признанные дать кар­тину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.

2.Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.

3.Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.

Каждая из трех типов задач конкретизируется для трех стадий инновационного процесса: создания, распространения и освое­ния новшеств.

Однако в полученной системе задач не остается места для деятельности самих субъектов обновляющегося образовании – учеников и педагогов. Получается, что их участие в проектировании или переопределении инновационных процессов не предусмотре­но. Учитывая принцип человекосообразности и субъектной вклю­ченности в управление процессами субъектов образования, целесообразно дополнить данную систематику задач следующими типами.

4.Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отноше­нию к личностному становлению и развитию ученика и учителя.

5.Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возник­новения, развития педагогических инноваций, их связи с тради­циями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

В рамках сформулированных объекта и предмета педагогической инноватика четвертая и пятая задачи позволяют направить научное внимание к главной цели введения педагогических новшеств – обеспечению непрерывных прогрес­сивных изменений в образовании конкретных его субъектов – учеников и педагогов.

Педагогическая инноватика имеет задачи не только внутрен­ние, но и общепедагогического характера, Н.Р. Юсуфбекова на­зывает такие задачи инноватики: обоснование и систематиза­ция новых направлений педагогических исследований. Среди них:

- педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, систе­мы образования и формирования нового типа личности; как стра­тегическое направление развития педагогической науки;

- педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

- педагогическая терапия в системе профилактической и ком­пенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;

- педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышле­ния, новой морали и новой психологии, отвечающих реально­стям ядерно-космической эры;

- теория воспитательных систем, систематизирующая интегра­тивные процессы обучения и воспитания, закономерности объ­единения социальных и педагогических факторов воспитания.

Педагогическая инноватика имеет средства для решения об­щепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внут­ренним делом. В данном случае теоретико-методологичес-кий ап­парат педагогической инноватики используется для решения за­дач, находящихся в сфере других педагогических наук и дисцип­лин. На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

- целевой и концептуальный блок образования;

- организационная структура системы образования, образова­тельных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации;

- педагогические технологии (формы, методы и технологиче­ские средства);

- структура и содержание образования;

- учебные программы, учебники, электронные средства обу­чения;

- научно-методическое обеспечение учебного процесса;

- принципы управления образованием, качеством образова­ния;

- система мониторинга, диагностики, контроля и оценки ре­зультатов образования;

- экономика образования, государственная и межгосударствен­ная политика в образовании.

Педагогическая инноватика изучает сущность, структуру, фор­мы, закономерности инновационных процессов в образовании. При этом она связана с другими смежными дисциплинами, например с инновационным менеджментом в образовании – дисциплиной, изучаю-щей управление развитием образовательных систем путем нововведений.

Образовательные инновации происходят на стыке комплекса наук, могут приобретать интернационaльный глобаль­ный характер, что заставляет ставить новые задачи и по-новому видеть изменяющуюся реальность.