Методика проведения учений

КУ обычно начинается с вручения сигнала (решения, распоряжения, приказа вышестоящего территориального или ведомственного органа управления ГСЧС и ГО) о переводе ГСЧС в режим повышенной готовности или чрезвычайный режим функционирования, а второй этап - о переводе ГО в соответствующую степень готовности. С их получением вводятся в действие соответствующие планирующие документы по ГСЧС и ГО. Немедленно организуются оповещение и сбор РиКНС и формирований. При необходимости выдаются СИЗ, табельное имущество. Готовятся к работе эвакуационные органы, приводятся в порядок защитные сооружения. Особое место занимают мероприятия по безаварийной остановке производства и повышению устойчивости работы организации, а также по восстановлению промышленной деятельности после применения противником современных средств поражения. Решение этих проблем должно носить творческую, исследовательскую направленность. Анализ уязвимости организации при возникновении ЧС или применении современного оружия должен быть направлен на определение слабых мест и разработку соответствующих мероприятий по повышению надежности функционирования организации. Вопросы устойчивости надо решать на всех этапах учения, определяя (оценивая) при этом эффективность проводимых мероприятий и практические меры по их дальнейшему наращиванию.

В частности, в ходе учения могут прорабатываться возможность и методы выполнения таких мероприятий, как: максимальное уменьшение запасов горючих веществ, организация их хранения на безопасном удалении, сооружение вокруг резервуаров ограждающих валов для предотвращения разлива; установка автоматических отключающих устройств и клапанов-отсекателей на трубопроводах; отработка вопросов использования автономных источников электроснабжения (резервных электростанций) для обеспечения устойчивого энерго- и водоснабжения предприятия, технологических процессов и агрегатов, работу которых нельзя остановить немедленно, и т.д.

Особое внимание обращается на решение ИТМ при переводе организации на режим повышенной готовности и режим ЧС.

В ходе учения целесообразно отрабатывать как способы надежного управления проведением мероприятий ГО, так и мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС мирного времени. Для этого на пунктах управления или в отдельных сооружениях оборудуются узлы связи и проверяется работоспособность связи.

При решении вопросов эвакуации приводятся в готовность пункты временного размещения, сборные эвакуационные пункты и пункты длительного проживания. Проверяются порядок сбора, размещения, организации работы, наличие и соответствие современным требованиям документации, знание и способность решить вопросы жизнеобеспечения эвакуированного населения. Руководитель учения лично проверяет правильность расчетов и оптимальность принимаемых решений.

Наиболее важный, сложный и всегда приковывающий наибольшее внимание вопрос - это организация и эффективность методов проведения АСДНР. Прежде всего следует обратить внимание на правильность организации разведки мест и зоны ЧС (поражения), определения количества пострадавших и характера поражений. Разведчики должны показать свое умение пользоваться приборами радиационной и химической разведки, средствами защиты органов дыхания и кожи. Данные об обстановке они докладывают по рации постоянно.

В ходе проведения аварийно-спасательных работ разведка ведется непрерывно, до полного выполнения поставленной задачи.

АСДНР - это основа любого учения. Здесь отрабатываются действия по розыску людей в завалах, разрушенных и задымленных зданиях, по локализации и ликвидации пожаров, эвакуации и спасению «пострадавших» с верхних этажей, оказанию им первой медицинской помощи, доставке нуждающихся в лечебные учреждения, выводу из зон катастрофического затопления, радиационного загрязнения и химического заражения, при необходимости организуются санитарная обработка людей, обеззараживание одежды, обуви, техники.

Для проведения таких работ привлекается максимальное количество аварийно-спасательных подразделений и служб, невоенизированных (специальных) формирований гражданской обороны. Во многих случаях работы приходится организовывать в несколько смен, в зависимости от сложившейся обстановки, количества пострадавших и других факторов. Как правило, спасение людей длится до трех и более суток. Во всех случаях спасатели действуют до тех пор, пока не будет извлечен последний «пострадавший».

Параллельно со спасательными ведутся неотложные работы, задача которых всесторонне обеспечить аварийно-спасательные работы, оказать «пострадавшему» населению медицинскую и другую помощь, осуществить срочные работы на коммунально-энергетических сетях и другие мероприятия для создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

В целях сокращения сроков оказания первой медицинской помощи на учении работа медицинских подразделений организуется во взаимодействии со спасательными. По замыслу учения может быть предусмотрена отработка вопроса оказания само- и взаимопомощи при поражениях всем трудовым коллективом или отдельными цехами (участками). Для этого рабочие и служащие обеспечиваются медицинскими средствами первой помощи и обучаются правилам пользования ими.

Для обеззараживания одежды и санитарной обработки людей по замыслу учения может быть предусмотрена частичная или полная обработка. Частичная, как правило, проводится самостоятельно в зоне заражения или сразу же после выхода. Она заключается в удалении радиоактивных, сильно действующих ядовитых, отравляющих и других веществ, попавших на открытые участки кожных покровов, одежду, обувь и индивидуальные средства защиты. Полная санитарная обработка проводится на учениях реже.

Вопросы обеззараживания территории, сооружений, промышленного оборудования, техники и приборов большей частью выполняются на химически и радиационно-опасных объектах. Для этого обычно используются местные материалы: промышленные отходы щелочного действия, водные растворы аммиака, гашеной или негашеной извести, отходы (шламы) целлюлозно-бумажных и ряда других производств. Привлекается как специальная техника, так и техника народнохозяйственного назначения.

В ходе учения все основные решения руководящих работников заслушивает и утверждает руководитель учения, а решения отдельных начальников служб, командиров формирований - заместители и помощники руководителя. Обращается внимание на целесообразность принимаемых решений, их соответствие сложившейся обстановке, наличию сил и средств, реальности сроков выполнения поставленных задач.

Разумную инициативу обучаемых всегда следует поддерживать, не навязывая им своих решений. В тех случаях, когда тот или иной руководитель принимает недостаточно обоснованное решение, руководитель (или его заместитель) обязан путем постановки дополнительных вопросов или подачи новых вводных побудить обучаемого еще раз оценить обстановку, глубже ее проанализировать и принять то решение, которое в наибольшей степени соответствует сложившейся ситуации.

Первостепенное значение имеют правильное руководство практическими действиями всех участников учения, эффективное и полное использование возможностей формирований и всех видов техники, средств механизации, умение четко пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, оказывать само- и взаимопомощь.

Руководитель, его заместители, помощники, штаб руководства должны принимать все меры к тому, чтобы учебные вопросы отрабатывались последовательно, поучительно, с высокими практическими результатами. Добиваться принятия смелых и инициативных решений, умелой организации действий в ограниченное время, использовать все имеющиеся возможности для обеспечения активных действий по выполнению поставленных задач. Каждый раз руководитель должен находиться там, где решаются главные вопросы на данный момент. Личный контроль, общение с людьми в ходе выполнения ими практических задач, поощрение, активизация действий отстающих, указание на допущенные ошибки и разбор их здесь же, на месте, или организация повторной, неправильной отработки тех или иных элементов - все это способствует качественному выполнению учебных целей.

На комплексных учениях одновременно с невоенизированными формированиями ГО могут действовать подразделения профессиональных аварийно-спасательной служб, воинских частей и внутренних войск. В этих случаях между ними организуется и постоянно поддерживается тесное взаимодействие.

После отработки всех учебных вопросов и завершения практических действий по команде (сигналу) руководителя формирования, техника возвращаются на свои места, заместители и помощники делают предварительные краткие доклады, а учению объявляется отбой.