Методика проведения учений

Поучительность КШУ, степень достижения поставленных целей и качество отработки учебных вопросов зависят не только от тщательной подготовки, но и от выбора и умелого применения наиболее целесообразных методических приемов обучения.

Их выбор зависит, в первую очередь, от состава обучаемых и уровня их подготовки, методического мастерства руководителя, его заместителей и посредников.

Основными методическими приемами, применяемыми в ходе учения, должны быть: контроль за действиями обучаемых при осуществлении ими мероприятий в соответствии с планирующими документами по ГСЧС и ГО, изучение стиля и оказание практической помощи в совершенствовании методов работы органов управления ГСЧС и ГО, оценка обстановки, принятию вытекающих из нее решений и проведению их в жизнь. При этом изучаются разработанные документы, заслушиваются доклады должностных лиц, проверяются реализация принятых решений (отданных распоряжений), умение обеспечить взаимодействие и согласованность в работе различных органов управления и служб.

Изучая стиль и методы работы обучаемых, руководство учением и посредники имеют возможность реально определить уровень подготовки всех категорий обучаемых, оценить их организаторские способности, в необходимых случаях помочь им правильно сориентироваться в обстановке и принять грамотное решение, способствовать выработке у них практических навыков по выполнению своих функциональных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планами. Для этого руководитель (его заместители) и посредники могут сообщить обучаемым дополнительные данные об обстановке, ее изменении (по результатам разведки и докладам с места работ), оказать помощь в организации управления, добиться целесообразных действий по использованию сил, организации взаимодействия, комплексного применения техники и механизмов для выполнения задач в сжатые сроки.

Изучение разработанных документов - планов, расчетов, графиков, схем, приказов, распоряжений и других материалов осуществляется руководителем, его заместителями, штабом руководства и посредниками. В этой работе особое внимание обращается на своевременность разработки документов и доведения их до подчиненных, соответствие содержания наличию сил и средств, возможностям организации по выполнению предусмотренных мероприятий и условиям, в которых они могут выполняться. Обращается внимание на порядок и качество оформления принятых в ходе учения решений, четкость доведения задач до исполнителей, своевременность представления донесений и докладов об обстановке, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач.

Заслушивание на рабочих местах позволяет оценить способности и практические навыки РиКНС ГСЧС и ГО, оказать им на месте помощь в выполнении мероприятий, в принятии наиболее целесообразных, отвечающих конкретной обстановке решений, организации их выполнения и поучительной отработке учебных вопросов.

В отдельных случаях, когда в ходе учения необходимо проследить взаимную согласованность проводимых мероприятий, довести до всего руководящего и командно-начальствующего состава содержание, методы и способы решения наиболее важных или новых вопросов, оказывающих существенное влияние на успешное достижение поставленных учебных целей, может проводиться заслушивание на общем сборе указанного состава.

При отработке вопросов с той или иной службой ГО или формированием руководитель учения может привлекать к уточнению отдельных вопросов начальников служб, главных специалистов или командиров формирований, совместно выполняющих рассматриваемые мероприятия, и вносить необходимые коррективы в их планы.

Если в ходе проведения учений предусматривается выполнение практических работ, то руководитель лично присутствует на основных из них, а на другие направляет своих заместителей или посредников. Здесь проверяются действия обучаемых, оценивается работа командно-начальствующего состава, при необходимости оказывается помощь в отработке учебных вопросов.

Наращивание обстановки в ходе учения производится руководителем и посредниками последовательно, в соответствии с планом и учетом принимаемых решений обучаемыми. Данные об обстановке доводятся путем устного объявления или вручения письменных вводных, распоряжений, донесений и устных докладов, информации от старших начальников, соседей и других источников. При этом посредники должны не только сообщать новые данные об обстановке, но и умело наращивать ее в интересах более полной и глубокой проработки учебного вопроса.

На учениях с привлечением формирований наращивание обстановки, кроме того, осуществляется путем имитации пожаров, завалов, разрывов трубопроводов и т.п.

При необходимости руководитель влияет на ход учения путем вручения дополнительных вводных об обстановке, о состоянии и действиях органов управления, передачей прямых указаний от имени старшего начальника, постановкой дополнительных задач или их уточнения.

При выполнении практических работ руководитель или с его разрешения посредники могут временно приостанавливать действия обучаемых, если они могут привести к нарушению мер безопасности или другим негативным последствиям.

После отработки вопросов каждого этапа руководитель коротко подводит предварительные итоги, используя информацию своих заместителей и посредников о степени достижения целей, о выявленных недостатках и положительных моментах в работе органов управления ГСЧС и ГО, производственных подразделений. Делает общее заключение по проведенному этапу и дает указания о продолжении учения и порядке отработки последующих вопросов.

При отработке вопросов укрытия рабочих и служащих руководитель в первую очередь проверяет время и порядок приведения защитных сооружений в готовность к приему людей.

Особое внимание должно уделяться отработке вопросов повышения устойчивости работы организации, обеспечению выполнения главными специалистами, руководителями цехов, участков и служб комплекса инженерно-технических мероприятий, предусмотренных соответствующими планами. Решая эту задачу, руководитель требует обеспечения надежного управления в условиях продолжающейся производственной деятельности, проверяет наличие групп управления в каждой смене, их состав и знание своих функциональных обязанностей при возникновении ЧС и ведении ГО.

Затем руководитель ставит задачу органам управления ГСЧС и ГО, начальникам структурных подразделений на проведение эвакуационных мероприятий. Предоставив обучаемым необходимое время для уяснения задачи, он, его заместители и посредники проверяют организацию работ, добиваются согласованных действий участников.

Как правило, на последнем этапе учения решаются вопросы, связанные с организацией и проведением АСДНР. Здесь руководитель и посредники наблюдают за организацией разведки, требуют всесторонней оценки полученных данных об обстановке, проведения обоснованных расчетов, соответствующих ее характеру и масштабу. Особое внимание обращают на работы по розыску пострадавших и оказанию им первой медицинской помощи, локализации и ликвидации пожаров, разливов СДЯВ, дегазации, дезактивации и дезинфекции.

На всех этапах в центре внимания руководства учением должна находиться работа органов повседневного управления ГСЧС и ГО. Руководитель изучает слаженность и эффективность их работы, анализирует надежность системы управления, степень грамотности принимаемых решений, четкость отдаваемых распоряжений и организацию контроля за их выполнением.