Подготовка учений

Подготовительный период, как правило, занимает не менее 1-1,5 месяца. За это время разрабатываются основные документы, готовятся руководство учением (штаб руководства), посредники и участники, оборудуются учебные места, подготавливается учебно-материальная база для проведения практических мероприятий (если такие предусматриваются).

Внимательно изучаются планирующие документы по ГСЧС и ГО, при необходимости в них вносятся изменения и дополнения. Особенно тщательно должны быть изучены мероприятия по обеспечению надежной защиты рабочих, служащих и членов их семей как в условиях мирного, так и военного времени, мероприятия по повышению устойчивости работы организации. В этот период, как и в ходе самого учения, изыскиваются способы сокращения времени на выполнение планируемых работ при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также мероприятий ГО.

Основным рабочим документом по подготовке учения является календарный план, в котором определяются содержание мероприятий, сроки и время их проведения, а также исполнители.

Вопросы, подлежащие выполнению участниками учения, доводятся до них в виде организационных указаний.

Подготовка КШУ начинается с изучения руководителем приказа (организационно методических указаний) вышестоящих территориальных и ведомственных органов ГСЧС и ГО, указаний соответствующего министерства (комитета) по итогам подготовки за прошлый и задачам на новый учебный год, определения состояния готовности органов управления и сил ГСЧС и ГО. Затем руководитель с учетом исходных данных формулирует тему, определяет цели, этапы и учебные вопросы, сроки учения, состав участников.

Тема может быть разработана с учетом указаний старшей инстанции или определена исходя из местных условий, специфики деятельности организации, подготовленности участников учения, а также темы предстоящего комплексного учения.

Формулируя учебные цели, следует четко определить, чего необходимо добиться от обучаемых, что проверить, исследовать, чему научить, в чем натренировать, по каким вопросам совершенствовать знания.

Количество учебных вопросов должно быть таким, чтобы их можно было обстоятельно отработать в отведенное время. Опыт показывает, что большое их количество приводит к распылению внимания участников, вследствие чего снижается качество учения.

В отдельных случаях на КШУ могут проводиться исследования вопросов, имеющих важное значение для дальнейшего совершенствования ГО организаций, управления в ЧС и повышения устойчивости работы. Вопросы, намеченные для исследования, предварительно обсуждаются на специальных совещаниях, а в ходе учения глубоко изучаются и анализируются.

Для проведения учений, как правило, разрабатываются следующие документы: план проведения, организационные указания по подготовке к учениям, схема организации руководства учением, перечень и содержание вводных, частные планы заместителей (помощников) и посредников, план материально-технического обеспечения и имитации (если такая проводится). В случае проведения исследования отдельных вопросов разрабатывается план исследования.