Капитальные вложения по видам транспорта.
Капитальные вложения представляют собой совокупность единовременных затрат, направленных на создание новых или реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов. Транспорт относится к одной из капиталоемких отраслей экономики с относительно длительными сроками окупаемости вложенного капитала.
Различают капитальные вложения в постоянные устройства и в подвижной состав.
Более медленная оборачиваемость капитала, т.е. возвращение авансированных средств, характерна для капитальных вложений в постоянные устройства транспорта – железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, аэропорты, трубопроводы, здания и сооружения транспортных предприятий. Однако эта недвижимость имеет большой экономический потенциал, так как многие дорогостоящие сооружения транспорта служат на протяжении весьма продолжительных сроков и могут приносить прибыль инвесторам в течение длительного времени после погашения возвратных средств (амортизации).
Капитальные вложения в подвижной состав (локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты), хотя так же значительны, однако обычно окупаются (изнашиваются) значительно быстрее постоянных устройств.
Капиталоемкость видов транспорта можно сравнить, используя показатель удельных капитальных вложений, который учитывает единовременные затраты на развитие транспорта, приходящееся на 1 т, 1 т*км либо 1 прив.т*км. Удельные капиталовложения в постоянные устройства железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта обычно определяют в расчете на 1 км сооружаемой линии.
Необходимые капитальные вложения в постоянные устройства (пассажирское депо, вокзалы, терминалы, грузовые площадки, причалы и т.п.) отдельно для грузовых и пассажирских перевозок определяют методом непосредственного расчета, а в случаях общего использования постоянных устройств (например, железнодорожных и автомобильных дорог) распределением соответствующей суммы инвестиций по определенным измерителям работы транспорта (тонно-километры брутто, пассажиро-, поездо-, автомобиле-километры и др.)
Капитальные вложения в строительные работы, подвижной состав и оборудование определяют на основе действующих цен, прогнозируемых уровней инфляции, кредитных ставок и лаговых коэффициентов (дисконтов) удорожания или удешевления техники, материалов и строительных работ в перспективе. Удельное капитальные вложения определяются с учетом мощности потока, дальности перевозок, направления следования, района строительства и других факторов.
Потребность в капитальных вложениях на разных видах транспорта различна. Она зависит от технических и технологических особенностей видов транспорта, сложности и стоимости техники и работ, характера местности, климатических и других условий.
В связи с высокой капиталоемкостью транспортных ресурсов в современных условиях необходимо повышать эффективность капитальных вложений на транспорте за счет ускорения их окупаемости, развития транспортного рынка, увеличения объемов перевозок и обеспечения конкурентоспособности транспортных услуг.