Контроль и ревизия расчетных и кредитных операций

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ас­сортименте и качестве, повышению ответственности организаций за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторско-кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости обо­ротных средств и, следовательно, улучшению финансового со­стояния. Поэтому проверке этих вопросов уделяется особое внимание.

Цель контроля и ревизии расчетных операций — оценка пра­вильности организации учета расчетов на предприятии, подтвер­ждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Проверка состояния расчетов включает проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по претензиям, с разными дебиторами и кредиторами, с бюдже­том, с банком, с подотчетными лицами и др.

Проверка состояния расчетов на предприятии начинается с анализа материалов инвентаризации расчетов. Проверяющий может также провести контрольную инвентаризацию расчетов, встречную проверку документов и регистров учета на проверяе­мом предприятии и у контрагентов.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соот­ветствующим документам остатков и тщательной проверке обос­нованности сумм, числящихся на этих счетах, устанавливаются сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кре­диторов, реальность ее и лиц, виновных в пропуске сроков иско­вой давности.


Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом, в котором указываются проинвентаризированные счета, наличие несогласованной задолженности, а также сумм безнадежных дол­гов (долги, не обеспеченные гарантиями). Анализ материалов ин­вентаризации расчетов даст возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения или неясности.

При проверке расчетов применяются приемы фактического и документального контроля: аналитические процедуры, логиче­ский анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдель­ным вопросам.

Расчеты с поставщиками и покупателями — наиболее часто встречающиеся расчеты. Проверка проводится по двум основным направлениям:

1) правильность оплаты за полученные материальные цен­ности;

2) полнота оприходования полученных ценностей.

Источниками информации при проверке расчетов с постав­щиками, покупателями, покупателями и заказчиками, а также с разными дебиторами и кредиторами являются: положение об учетной политике, бухгалтерская отчетность, главная книга, учет­ные регистры по счетам 60, 62, 76, 91, 007 и другим, книга поку­пок, книга продаж, платежные документы, векселя, акты инвен­таризации расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты сверки расчетов, накладные, счета-фактуры, договоры с контрагентами.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками преду­сматривает изучение договоров поставки сырья и материалов и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Сделки, совершаемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодек­сом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, счи­таются ничтожными (недействительными).

Следует также обратить внимание на причины возникновения задолженности; дату ее погашения; учет материальных ценно­стей, находящихся в пути; учет бартерных операций; оформление журнала учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж; со­ответствие отражения цен в сопроводительных документах и до­говорах поставки; пересчет в рублевый эквивалент расчетов, осу­ществляемых в иностранной валюте, и отражение курсовой разницы.


В ходе проверки должны быть решены следующие задачи:

1) проверка правильности оформления первичных докумен­тов по приобретению товарно-материальных ценностей и по­лучению услуг с целью подтверждения обоснованности возник­новения кредиторской задолженности;

2) подтверждение своевременности погашения и правильно­сти отражения на счетах бухгалтерского учета задолженности;

3) оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;

4) проверка правильности оформления первичных докумен­тов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтвер­ждения обоснованности возникновения дебиторской задол­женности;

5) обоснованность выделения НДС;

6) подтверждение своевременности погашения и правильно­сти отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской за­долженности.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на кото­рые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность).

Следует проверить правильность отражения в учете сумм не­истребованной дебиторской задолженности по договорам с контр­агентами, срок исполнения обязательств по которым превысил четыре месяца со дня фактического получения ими товаров (ра­бот, услуг). Согласно Налоговому кодексу РФ резерв по сомни­тельным долгам формируется:

1) в сумме 100% задолженности, если срок ее более 90 дней;

2) в сумме 50% задолженности, если срок ее от 45 до 90 дней;

3) не создается, если срок задолженности менее 45 дней.

Такая задолженность должна списываться на убытки предприя­тия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой прибыли. Ре­визоры проверяют, учитывается ли данная задолженность на заба­лансовом счете 007 в течение пяти лет с момента ее списания для наблюдения за возможностью предъявления счета к должнику при изменении его имущественного положения, устанавливается ли на­личие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и было ли на эту сумму произведено уменьшение налого­облагаемой прибыли организации и начисление НДС.


Особое внимание уделяется операциям с использованием век­селей, отражение которых в учете нередко производится с ошиб­ками. Выданные векселя отражаются у предприятия на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», процент по векселю относится на себестоимость приобретенных товарно-материаль­ных ценностей, НДС подлежит возмещению из бюджета только после оплаты векселя. Полученные в оплату векселя учитывают­ся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Сумма вексельного процента по полученным векселям относится на счет 91, обязательство по уплате в бюджет НДС возникает при по­ступлении денежных средств (товаров) или зачете встречного тре­бования по векселю.

Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами вклю­чает анализ достоверности и правильности отражения в учете та­ких операций, как оплата услуг организаций связи, коммуналь­ного хозяйства, тепло- и водоснабжения и пр. Устанавливаются по данным первичных документов и учетных регистров причины и давность возникновения дебиторской и кредиторской задол­женности, правильность ее документального оформления, реаль­ность, не пропущены ли сроки исковой давности, какие меры принимались для погашения и взыскания задолженности. Прове­ряется правильность составления корреспонденции счетов, орга­низация аналитического учета, обоснованность начисления и за­чета НДС по этим операциям.

Путем изучения первичных документов и учетных регистров по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» суб­счету 2 выясняется, не скрываются ли под видом расчетов по пре­тензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценно­стей, не возмещенных организации в установленном порядке, и по которым отсутствуют документы, дающие право на списа­ние. Следует установить, проводились ли внутренние расследова­ния с целью выявления лиц, виновных в возникновении претен­зии к предприятию, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.

Целью контроля расчетов предприятия с бюджетом и внебю­джетными фондами является проверка правильности расчетов, полноты и своевременности перечислений в бюджет и внебюд­жетные фонды налогов, сборов и платежей.

Источниками информации являются: положение об учетной политике, расчеты (декларации) по отдельным налогам и плате­жам, бухгалтерская отчетность, главная книга, учетные регистры


по счетам 19, 68, 69, 76, 90, 91, 99 и другим, книга покупок, книга продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фак­тур, счета-фактуры и др.

Целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам орга­низация ведет расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, ознакомиться с результатами налоговых и других проверок, что позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены, и наметить объекты для углубленного изучения.

По каждому уплачиваемому предприятием налогу, сбору и платежу следует проверить:

1) правильность определения налогооблагаемой базы;

2) правильность применения налоговых ставок (устанавли­вается путем сравнения фактических ставок с их значением, регламентированными нормативными документами для со­ответствующих видов деятельности, группы продукции и то­варов и т. п.);

3) правомерность применения льгот при расчете и уплате на­логов;

4) правильность начисления, полноту и своевременность пе­речисления налоговых платежей (изучаются записи в учетных регистрах по счетам 68 и 69, аналитический учет по которым организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответ­ствующих субсчетах).

Особое внимание уделяется установлению правильности от­несения налогов на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли, чистой прибы­ли, заработной платы персонала.

Применяются такие приемы контроля как прослеживание, проверка платежных документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета, правильность составления налоговой отчетности (проверяется наличие в ней всех установ­ленных форм, полнота заполнения, производится пересчет от­дельных показателей, взаимная сверка показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности) и др.

Выявленные нарушения регистрируются в рабочей докумен­тации. Типичными нарушениями могут быть: неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам, не­правомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии или неправильном его указании в расчетно-платежных документах, ненадлежащее ведение учета, неправильное определение налого-


вых льгот, несоответствие данных аналитического учета по от­дельным налогам данным синтетического учета и показателям отчетности, нарушение сроков платежей по налогам.

Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:

1) приобретение запасных частей, материалов, канцтоваров, топлива за наличный расчет;

2) оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;

3) расходы на командировки по территории РФ и за границу;

4) представительские расходы.

Проверка проводится сплошным порядком. При этом обра­щается внимание на: расчет суммы аванса, выдаваемой под отчет на основании предварительного расчета стоимости проезда, су­точных, квартирных и других расходов; целевое использование подотчетными лицами выданных им сумм; срочность представле­ния авансового отчета о расходах в кассу; выдачу авансов только работникам данного предприятия и только в установленных ли­митах; наличие фактов выдачи сумм под отчет лицам, не отчитав­шимся по предыдущим суммам.

Проверяя авансовые отчеты, ревизор устанавливает назначе­ние и фактическое использование сумм, выдаваемых отдельным сотрудникам под отчет, наличие приказов о направлении сотруд­ников в командировки, правильность оформления и своевремен­ность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправда­тельных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденций счетов по опе­рациям с подотчетными лицами. В результате могут быть выявле­ны факты оплаты командировочных расходов (суточные, оплата проезда и проживания) сверх установленных норм. Суммы пре­вышения установленных норм не подтвержденные документаль­но, подлежат включению в совокупный годовой доход работника и обложению налогом на доходы физических лиц. Уплаченный по ним НДС не подлежит возмещению. Обращается внимание на оформление расчетов с водителями за приобретенные ими горю­че-смазочные материалы, запасные части и т. д. Проверяется ка­чество оправдательных документов, сроки отчетности.

Обоснованность представительских расходов должна подтвер­ждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначе­нии лиц, ответственных за проведение мероприятий; программы встречи с представителями другой организации; сметы расходов,


утвержденной руководителем; акта с приложенными документа­ми, подтверждающими расходы и др.

Выявляя факты нарушений, ревизоры регистрируют их, опре­деляют сумму заниженной прибыли, а также дополнительных на­числений единого социального налога и налога на доходы физи­ческих лиц.

Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подот­четными лицами, следует учитывать, что сроки, на которые вы­даются денежные средства под отчет, устанавливаются приказом руководителя организации и фиксируются в учетной политике.

При проверке расчетов по кредитам и займам используются источники информации: положение об учетной политике; бухгал­терский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложе­ние к бухгалтерскому балансу (форма № 5); учетные регистры по счетам 66 и 67; главная книга; кредитные договоры с банком; до­говоры займа; выписки банка по расчетному и ссудному счетам с приложенными документами; кассовая книга; приходные и рас­ходные кассовые ордера; приказы руководителя и акты инвента­ризации расчетов; документы, подтверждающие целевое исполь­зование кредита или займа.

Согласно ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному до­говору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется воз­вратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней.

Кредиты могут выдаваться российскими банками в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Право на выда­чу кредитов в иностранной валюте российским организациям предоставлено уполномоченным банкам, имеющим лицензию Банка России на осуществление операций в иностранной валюте.

Расчеты по кредитам и займам, полученным как от нерезиден­тов, так и от российских уполномоченных банков в иностранной валюте, осуществляются резидентами с текущих валютных счетов и не могут производится с транзитных валютных счетов.

Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа заимодавец пере­дает в собственность заемщику деньги или иные вещи, опреде­ленные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу сумму займа или равное количество полученных им вещей того же рода и количества. Заимодавец имеет право на по-


лучение с заемщика процентов на сумму займа в размере и поряд­ке, опрделенных договором. В связи с тем, что расчеты в Россий­ской Федерации производятся только в рублях, получение займов в иностранной валюте от организаций-резидентов, не являющих­ся банковскими учреждениями, запрещено.

В процессе контроля используются следующие приемы: про­верка документов, прослеживание операций, пересчет, аналити­ческие процедуры.

Проверке подвергаются договоры с банком, документы по от­крытию кредитных линий, договоры и соглашения о кредитах и займах. Задолженность по кредитам и займам, отраженная в регистрах бухгалтерского учета, должна соответствовать задол­женности, размер которой согласован с кредиторами. Для этого используются выписки банка, расчеты платежей, данные анали­тических ведомостей, таблиц. Задолженность по кредитам и зай­мам должна быть правильно квалифицирована по видам и спо­собам расчетов на основании анализа договоров.

Для проверки своевременности возврата кредитов банков по данным кредитных договоров и выписок с расчетного счета со­ставляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения кредитов, а также возникшие отклонения.

На каждую отчетную дату суммы задолженности по кредитам по балансу должны подтверждаться данными аналитического учета. Задолженность по кредитам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную от­четную дату. Проверяется также наличие фактов нарушения сро­ков возврата кредитов и причины этого.

Для проверки целевого использования кредитных средств необходимо сравнить объект кредитования, зафиксированный в кредитном договоре, и фактические направления средств, под­тверждаемые договором поставки, счетами-фактурами, наклад­ными, платежными поручениями и т. д. Номенклатура товарно-материальных ценностей, сроки поставки и оплаты, цены, объем выполненных работ должны совпадать.

Правильность начисленных процентов за пользование креди­тами банков подтверждается по результатам их арифметического контроля. При выявлении источников списания процентов за пользование кредитами банков учитываются направления ис­пользования кредитов на закупку товарно-материальных ценно­стей, основных средств, нематериальных активов и т. п.


Устанавливается правильность начисленных процентов для целей налогообложения (ставка рефинансирования Центрально­го банка РФ увеличивается не более чем в 11 раза). В ходе провер­ки займов устанавливается: правильно ли оформлены договоры займа, своевременно ли погашалась основная сумма долга и про­центы по займам, правильно ли отражались в учете операции по полученным займам, включая начисление и перечисление про­центов, достоверность аналитического и синтетического учета расчетов по займам. При изучении договора займа особое внима­ние уделяется наличию в них указаний на срок возврата займа, его форму, наличие залога, размеры процентов и порядок их уплаты. Если заимодавцем является физическим лицом, то договор займа должен быть нотариально заверен.

Для проверки своевременности возврата займов по данным до­говоров и выписок с расчетного счета и отчетам кассира составляет­ся аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы по­лучения и погашения займов, а также возникшие отклонения.

Типичными ошибками, выявляемыми при проверке расчетов по кредитам и займам, могут быть: отсутствие договора займа или составление его с нарушением Гражданского кодекса РФ, отсут­ствие договора с банком о пролонгации кредита, ненадлежащее ведение учета, неправильный учет расходов по уплате процентов по кредитам и займам, нецелевое использование средств креди­тов банков.