Документирование аудита

Вопросы, связанные с документированием аудита, регули­руются следующими стандартами: «Документирование аудита», «Планирование аудита», «Порядок составления аудиторского за­ключения о бухгалтерской отчетности».

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудитор­ское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудито­ром в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фото­пленке, в электронном виде или другой форме.

Рабочие документы используются:

1) при планировании и проведении аудита;

2) при осуществлении текущего контроля и проверке выпол­ненной аудитором работы;

3) для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию

о планировании аудиторской работы, характере, временных рам­ках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результа­тах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудитор­ских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор рассма­тривал сложные принципиальные вопросы или высказывал по каким-либо важным для аудитора вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включить факты, кото­рые были известны аудитору на момент формирования выводов, необходимую аргументацию.

Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу дру­гому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, но­вый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность ре­шений, выводов прежнего аудитора.


Форма и содержание рабочих документов определяется сле­дующими факторами:

1) характером аудиторского задания;

2) требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заклю­чению;

3) характером и сложностью деятельности аудиторского лица;

4) характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторского лица;

5) необходимостью давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выпол­ненную ими работу;

6) конкретными методами и приемами, принимаемыми в процессе аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизи­рованы таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам каждой аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в ауди­торской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих до­кументов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает работу и позволяет контролировать результаты выполненной проверки. Для повы­шения эффективности аудита допускается в ходе проверки ис­пользовать графики, аналитическую и иную документацию.

Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.