Информационные технологии педагогического и управленческого назначения

 

Толковый словарь по информатике дает следующее определение информационной технологии: «Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности».[4] Выделим следующие основные направления внедрения и использования информационных техноло­гий в системе образования государств СНГ:

  • как объект изучения на пропедевтическом, базовом, профильном и углубленном уровнях;
  • как средство обучения;
  • в управленческой деятельности органов управления образованием и учреждений образования;
  • как средство доступа к мировым информационным ресурсам.

Следует отметить, что все указанные направления, за исключением первого, по ряду объективных и субъективных причин не получили массового развития в практической деятельности органов управления и учебных заведений. Использование ИТ в качестве средств обучения и в управленческой деятельности тормозится отсутствием на всех уровнях управления специальных структур, координирующих эти вопросы. До настоящего времени по всей вертикали управления отсутствуют банки данных на имеющиеся отечественные и зарубежные информационные компьютерные и телекоммуникационные технологии обучения школьников, ИТ для автоматизации управления в системе образования. Крупнейшей проблемой, препятствующей широкому внедрению ИТ, является явно недостаточное ознакомление действующих учителей и административных работников, студентов педагогических учебных заведений с практикой использования современных образовательных технологий, в том числе и информацион­ных. В качестве проблемы следует отметить отсутствие навыков работы с компьютером у большинства действующих учителей — предметников и руково­дителей школ. В общем процессе использования современных образовательных технологий в системе школьного образования до настоящего времени неоправданно мало внимания уделяется информационным технологиям управления педагогическими системами. Внедрение и использование в отдельных школах компьютерных программ (например, «Расписание», «Успеваемость», «Кадры» и др.) имеет, как правило, бессистемный характер.

Практика использования ИТ в системе общего среднего образования в настоящее время продолжает определяться следующими основными факторами:

  • техническими условиями, под которыми понимаются следующие компоненты: современная компьютерная техника, программно-методическое обеспечение педагогического назначения, средства телекоммуникаций;
  • кадровыми условиями, под которыми понимается уровень подготовки учителей — предметников, руководителей учебных заведений, работников органов управления в области использования ИТ.

Проблему использования информационных педагогических технологий целесообразно рассматривать в контексте решения фундаментальной задачи системы школьного образования на любом историческом этапе ее развития — повышения качества образования. В настоящее время можно констатировать факт низкой эффективности обучения значительной части школьников. Один из реальных путей повышения качества школьного образования — использование современных педагогических технологий обучения, в том числе и информационных.

Информационные компьютерные технологии сами по себе значительно расширяют возможности организации учебного процесса. Ученики получают современные, удобные, эффективные средства работы с информацией: поисковые системы, текстовые и графиче­ские редакторы, электронные таблицы, базы данных.

В сложившейся в школах стран СНГ практике наиболее распространены следующие виды обучающих программ:

  • программы-тренажеры;
  • контролирующие программы;
  • моделирующие программы;
  • демонстрационные программы;
  • мультимедийные энциклопедии;
  • электронные учебники;
  • предметные поурочные курсы.

По ряду причин степень распространения названных видов обучающих программ различна. Развитие информационных технологий в общем среднем образовании предполагает достижение следующих основных целей:

1. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества и предполагающего подготовку грамотных пользователей и производителей ИТ.

2. Интенсификация всех составляющих учебно-воспитательного и управленческого процессов в направлении повышения качества общего среднего образования.

3. Развитие творческого потенциала учащегося, способности к коммуникативным действиям. Формирование умений и навыков экспериментально-исследовательской деятельности, повышение общей культуры учебной деятельности.

«Внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в школьную практику, в систему общего среднего образования, а значит и в процесс подготовки учителя (проблема внедрения в процесс управления образованием возникла позже), сопровождается возникновением теоретических, методических и организационных задач, от решения которых во многом зависит качество школьного образования. Становится необходимым создать единую концепцию его информатизации, имея в виду внедрение ИКТ как в педагогический процесс, так и в управление школьным образованием на всех уров­нях».' В свою очередь, концепция информатизации системы образования (или отдельно взятого учреж­дения) предполагает выполнение в определенной последовательности целого комплекса действий, ко­торые позволят реализовать цели и задачи, поставленные перед системой в этом направлении. Опреде­ление целей, задач комплексной информатизации и алгоритма выполнения всех предусмотренных дей­ствий дает представление о некоторой модели ин­форматизации.

Стратегической целью политики органов управ­ления образованием в области информатизации яв­ляется создание отраслевой автоматизированной ин­формационной сети. Для реализации этой цели должны быть разработаны соответствующие модели по всей вертикали управления, включающие в себя как техническое и содержательное построение системы, так и все ее внутренние и внешние связи и их обеспе­чение. Так, перед создателями автоматизированной информационной системы (АИС), объединяющей ор­ганы управления образованием Российской Федерации, включая министерство, были поставлены тре­бования, которым должна удовлетворять АИС:

• возможность интеграции с другими внешними системами;

• возможность адаптации к организационно-про­изводственным циклам различных учреждений;

• масштабируемость — возможность эффективно­го функционирования как в рамках одной орга­низации, так и в рамках всей федеральной систе­мы образования;

• качество — система должна строиться с учетом международных стандартов в области управле­ния качеством;

• функциональная отчетность — способность фор­мирования отчетной документации в строгом со­ответствии с нормативными документами;

• надежность — должен иметься опыт длительной эксплуатации системы в учреждениях и органи­зациях образовательной сферы (не менее 10 лет), а технология и архитектура построения системы должны обеспечивать срок ее службы не менее 20 лет».[5]

Очевидно, выполнение всех этих требований воз­можно только высокопрофессиональным коллекти­вом разработчиков. В то же время нецелесообразно устанавливать столь длительный срок эксплуатации системы при таком ритме изменений технических и программных средств.

К сущностным характеристикам информацион­ных технологий управления отнесем структурные компоненты, свойства, критерии технологичности и другие.

Структура любой информационной технологии управления предполагает наличие четырех компо­нент:

- описания целей и задач технологии, планируе­мого результата;

- комплекса технических средств (вычислитель­ных, коммуникационных, организационных);

- системы программных средств (общесистемного и прикладного программного обеспечения);

- системы организационно-методического обеспе­чения (инструктивные и нормативно-методиче­ские материалы).

Отметим равную степень значимости каждой компоненты и ее составляющих в общей структуре ИТ управления. При этом техническую основу ин­формационных технологий управленческой деятель­ности составляют:

- средства компьютерной техники, которые явля­ются базисом всего комплекса технических средств информационных технологий и предназ­начены в первую очередь для обработки и преоб­разования информации, используемой в управ­ленческой деятельности;

- средства коммуникационной техники, обеспечи­вающие одну из основных функций управленче­ской деятельности — передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с системами управления других уровней;

- средства организационной техники для автома­тизации управленческой деятельности в тех случаях, когда традиционные средства уступают в эффективности компьютерным.Необходимо отметить важность коммуникацион­ных технических средств, так как в системе образо­вания именно на их основе осуществляются инфор­мационные связи между всеми объектами управле­ния. Это, в свою очередь, предполагает наличие информационных сетей. В идеальном варианте в итоге развития процессов информатизации система образования должна иметь локальные (равноправ­ные, централизованные), корпоративные информа­ционные сети и доступ к глобальным. В этом случае будет обеспечен полный доступ к информации всех участников процесса и, следовательно, обмен ею.

В перспективе информационные технологии управленческого назначения должны обеспечить интерактивный доступ пользователя к информаци­онным ресурсам вышестоящих уровней управления и глобальных сетей, устранения промежуточных звеньев для получения информации, обмена ею в системе «учреждение — внешняя среда», функцио­нирование развитых систем коммуникаций, в рам­ках которых рабочие места управленцев соединены для пересылки информации. Важным направлени­ем использования информационных технологий в управлении является работа с документами. В бли­жайшей перспективе в системе образования это дол­жно найти свое отражение в вопросах организации работы с документами, их исполнения, учета, хра­нения.

Организация взаимообмена информацией в про­цессе управления предполагает решение следующих вопросов:

- определение внутренней структуры коммуника­ций, т. е. совокупности каналов передачи инфор­мации между структурными элементами управ­ления системы;

- определение внешней структуры коммуникаций, т. е. совокупности каналов передачи информа­ции между структурными элементами системы управления и внешней средой;

- определение для каждого канала информации состава и объема передаваемых данных и уровня их конфиденциальности.

В общем процессе использования ИТ управленче­ского назначения в системе образования принципиа­лен вопрос о единстве стандартов на аппаратные и программные интерфейсы. Под интерфейсом пони­мается технология общения с компьютером и взаи­модействия частей компьютера, т. е. это сопряжение информации (данных), программ, аппаратуры, в ко­тором все информационные, логические, физи­ческие, электрические параметры отвечают установ­ленным параметрам. В этом плане важно, чтобы все участники процессов информатизации выполняли требования к аппаратурно-программным комплек­сам на базе персональных компьютеров (компьютер­ным классам) для учебных заведений, которые уста­новлены и системе образования государства.

Разнообразие технических средств и операцион­ных систем привело к появлению понятия «платфор­ма». Это понятие определяет тип компьютера и опе­рационной системы, на которых можно использо­вать конкретную информационную технологию. Другими словами, параметры компьютера, операци­онной системы и информационная технология дол­жны быть согласованы.

В целом, информационным технологиям управ­ления системами образования присущ ряд свойств, из которых выделим следующие:

- позволяющие эффективно использовать инфор­мационные ресурсы всех субъектов управления образованием, что экономит другие ресурсы;

- обеспечивающие информационное взаимодейст­вие посредством информационных образователь­ных сетей, что способствует распространению со­временных методов, методик, технологий педа­гогического назначения;- выполняющие наиболее важную роль в получе­нии, накоплении, распространении новых зна­ний.

Информационные технологии в управлении об­разованием применимы в двух направлениях: для информационного обеспечения управленческого про­цесса и для осуществления ряда функций управлен­ческого цикла, в частности, для анализа, планирова­ния, организации и контроля. Так, компьютерные возможности систематизации и использования ана­литических материалов безусловно способствуют эф­фективности при осуществлении функции анализа. В ряде случаев компьютер является единственно воз­можным средством при оценке качества образования в деятельности школы.

 

3.2. Классификация компьютерных средств поддержки

традиционных педагогических и управленческих технологий

 

Существует множество определений технологий управления, информационных технологий, информационных технологий управления. В качестве базового определения возьмем следующее:

«Технология — это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются общими для целой совокупности задач или заданных ситуаций. Если реализация технологий направлена на выработку управляющего воздействия, то это тех­нология управления».[6]

С учетом того, что в данном исследовании техно­логия рассматривается в большей степени примени­тельно к управлению системами образования, то, следовательно, информационные технологии управ­ления должны иметь все основные признаки систе­мы. Системообразующий характер управленческих технологий исходит из представления о системе как о целом, составленном из частей, совокупности эле­ментов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Дополним это и представлением о системах в педагогике, где они рассматриваются как функцио­нирующая структура, деятельность которой подчи­нена определенным целям. Наконец, под системой управления образованием понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных человече­ских, материальных, технических, информацион­ных, нормативно-правовых и других компонен­тов, связанных между собой так, что благодаря это­му реализуются функции управления.

На основе приведенных определений выделим признаки системы образования, к которым отно­сятся: наличие подсистем, внутренняя организация, взаимосвязи и взаимозависимость частей между со­бой, целенаправленность в функционировании и раз­витии, иерархичность, наличие субординации, един­ство с внешней средой, динамичность, способность сохранять устойчивое состояние. С учетом сказанно­го попытаемся ответить на вопрос, в какой степени данные признаки согласовываются с сущностью и по­строением процессов управления комплексной информатизацией образования и, в частности, проектирова­ния и использования информационных технологий управления этими процессами. Наличие подсистем (внутришкольной, районной (городской) информаци­онной образовательных сетей), административного ап­парата школы и районного (городского) органа управ­ления комплексной информатизацией образования, наличие прямых и обратных управленческих связей между ними, взаимозависимость компонентов струк­туры управления, распределение функций в соответст­вии с иерархией структуры управления, взаимопод­чиненность целей и результатов управления сви­детельствуют о достаточности признаков системности в процессе управления комплексной информатизацией школы, района (города). На основе сказанного выделим несколько основных системообразующих факто­ров, определяющих эффективность технологий управления процессами информатизации (идея принадлежит В. Э. Штейнбергу):

– назначение технологии: инструменально-технологическое обеспечение конструкторско-технологической деятельности по управлению про­цессами комплексной информатизации;

– состав технологии: константы технологии, инструменты, модули проектируемых объектов, методики конструкторско-технологической деятель­ности и формирования технологической компетентности управленческих работников;

– константы технологии: элементы системы управления (объект, процесс, субъект);

– инструменты технологии: основанные на новых способах представления информации, функциональные модули, модели;

– метрология технологии: критерии оценки качества проектирования и технологичности.

Данные системообразующие факторы должны быть учтены при построении модели управления комплексной информатизацией образования.

Так как информационные технологии являются совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, проведем их классификацию по некоторым признакам.

Очевидно, что информационные технологии должны быть обеспечены техническими средствами. К современным техническим средствам автоматизации информационно-управленческой и педагогической деятельности относятся:

· персональные компьютеры;

· персональные компьютеры, объединенные в сеть;

· электронные пишущие машинки;

· текстообрабатывающие системы (проблемноори-ентированные компьютерные системы, имеющие большие функциональные возможности);

· копировальные машины;

· коммуникационные средства, телефонная тех­ника;

· средства для автоматизации ввода архивных до­кументов и поиска информации (нетрадицион­ные носители информации: магнитные диски и ленты, микрофильмы, диски с оптическими за­писями);

· средства для обмена информацией — электрон­ная почта;

· видеоинформационные системы;

· локальные компьютерные сети;

· интегрированные сети учреждений.

В основе использования информационных компьютерных технологий управленческого назначения лежит принцип комплексной автоматизации информационных процессов. Это естественно и потому, что процесс управления можно представить как прохож­дение прямых и обратных информационных потоков. Отметим, что информация применительно к процессам управления может являться и предметом, и результатом управленческой деятельности. Следовательно, классификация информационных технологий может стать методической основой их выбора и использования при осуществлении процесса управления. Предлагаемый обобщенный вариант подхода к классификации образовательных информационных технологий управленческого назначения (Учебное пособие под ред. Ю.М. Черкасова) основан на выделении групп признаков:

1. по степени охвата задач управления — электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятых решений, электронный офис, экспертная поддержка, а также многопрофильные;

2. по классу реализуемых технологических операций:

• системы с текстовым редактором;

• системы с табличным процессором;

• системы управления базами данных;

• системы с графическими объектами;

• мультимедийные системы;

• гипертекстовые системы;

• комбинированные системы;

3. по способу построения сети — локальные, многоуровневые и распределенные;

4. по способу реализации — традиционные и новые;

5. по функциональному назначению — аналитические, контрольные, учетные, прогнозирующие;

6. по назначению программных средств — системные (для обеспечения деятельности компьютерных систем) и прикладные;

7. по типу пользовательского интерфейса — пакетные (централизованная обработка), диалоговые, сетевые (многопользовательские), комплексные;

8. по обслуживаемым предметным областям:

• материально-техническая база;

• кадровый состав;

• бухгалтерский учет;

• библиотечный фонд;

• статистическая отчетность;

• организация учебного процесса (состав учащихся, расписание, успеваемость и др.);

9. по способу конечного использования: текстовая информация, аудиоинформация, видеоинформация.

Любая управленческая деятельность осуществляется в рамках определенных пространственных границ. Например, управленческая деятельность системы образования области пространственно локализована в рамках размещения областного управления образования. В настоящее время объекты управления принято называть офисами, а офисная деятельность более всего характеризуется средствами и методами преобразования информации. По функциям обеспечения управленческой деятельности можно выделить информационные технологии документационного обеспечения, технологии поддержки управленческих решений и др. При этом в организации работы с документами (документационном обеспечении) определяются следующие функции, которые выполняют информационные технологии:

1. Общая обработка документов, их верификация и оформление.

2. Локальное хранение документов.

3. Обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге, дистанционная и совместная работа служащих над документом.

4. Поддержка безбумажного общения между служащими с их рабочего места.

5. Электронная почта.

6. Персональная обработка данных.

7. Объединение электронной и вербальной коммуникаций.

8. Ведение персональных баз данных.

9. Обмен информацией между базами данных.

10. Ввод/вывод данных или форм».

Выделим функции информационных технологий, направленных на информатизацию педагогической деятельности:

11. Поддержка традиционных педагогических технологий.

12. Педагогическая система с трехэлементной деятельностной компонентой «Учитель — компьютер — учащийся (группа учащихся)».

13. Получение исходной учебной информации и её обработка.

Все указанные функции направлены на обеспечение управленческой деятельности как отдельно взятого учреждения образования, так и органов управления системами образования различных уровней. При управлении учебным заведением В.П. Сергеева[7] выделяет несколько конкретных применений компьютерных средств:

• «составление наиболее оптимального для данного типа учебного заведения расписания занятий;

• накопление и систематизация с последующим оперативным представлением оперативных сведений и данных о текущих результатах учеб­но-воспитательной деятельности;

• контроль за качеством учебно-воспитательного процесса;

• создание и непрерывное обновление баз и банков научных данных, а также данных о перспективах развития соответствующих отраслей науки, техники, производства для внесения тех или иных изменений в содержание самого обучения;

• дозировка загрузки преподавателей и учащихся;

• создание различных систем, определяющих степень профессиональной пригодности преподавателей и учителей;

• разработка телекоммуникативных информационных систем управления системой образования».

Как правило, информационная технология по своим признакам и составу может выполнять несколько функций, и её, в таком случае, можно отнести к различным категориям. Например, рассмотрим технологию «Тесты по информатике»:

· По степени охвата — электронный офис и экспертная поддержка.

· По классу технологических операций — система управления базами данных и система с таблич­ным процессором.

· По способу построения сети — локальная.

· По способу реализации — новая технология, так как она основывается на применении компьюте­ра и активном участии пользователей в процессе, а также высоком уровне дружеского пользова­тельского интерфейса.

· По функциональному назначению — аналитиче­ская, контрольная и учетная.

· По назначению самого программного сродства — прикладная.

· По типу пользовательского интерфейса — пакетная, диалоговая.

· По обслуживаемой предметной области — организация учебного процесса.

· По способу конечного использования — текстовая информация для организации учебного процесса.

Рассмотрим в качестве еще одного примера технологию «Кадры». Данная технология есть:

· по степени охвата задач управления — автоматизация функций управления, электронный офис;

· по классу реализуемых технологических операций — комбинированная система;

· по способу построения сети — локальная;

· по способу реализации — новая;

· по функциональному назначению — аналитическая

· по назначению программных средств — прикладная;

· по типу пользовательского интерфейса — диалоговая;

· по обслуживаемым предметным областям — организация учебного процесса;

· по способу конечного использования — текстовая информация.

Рассмотрим еще один пример технологии — «Расписание». Данная технология есть:

· по степени охвата задач управления — автоматизация функций управления;

· по классу реализуемых технологических операций — система управления базами данных, система с табличным процессором;

· по способу построения сети — сеть не используется;

· по способу реализации — новая;

· по функциональному назначению — аналитическая, учетная;

· по назначению программных средств — прикладная;

· по типу пользовательского интерфейса — диалоговая;

· по обслуживаемым предметным областям — организация учебного процесса;

· по способу конечного использования — текстовая информация.

Предложенные выше классификация и структура информационных технологий позволяют осуществлять проектирование новых информационных технологий и анализ существующих.