Информационные технологии педагогического и управленческого назначения
Толковый словарь по информатике дает следующее определение информационной технологии: «Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности».[4] Выделим следующие основные направления внедрения и использования информационных технологий в системе образования государств СНГ:
- как объект изучения на пропедевтическом, базовом, профильном и углубленном уровнях;
- как средство обучения;
- в управленческой деятельности органов управления образованием и учреждений образования;
- как средство доступа к мировым информационным ресурсам.
Следует отметить, что все указанные направления, за исключением первого, по ряду объективных и субъективных причин не получили массового развития в практической деятельности органов управления и учебных заведений. Использование ИТ в качестве средств обучения и в управленческой деятельности тормозится отсутствием на всех уровнях управления специальных структур, координирующих эти вопросы. До настоящего времени по всей вертикали управления отсутствуют банки данных на имеющиеся отечественные и зарубежные информационные компьютерные и телекоммуникационные технологии обучения школьников, ИТ для автоматизации управления в системе образования. Крупнейшей проблемой, препятствующей широкому внедрению ИТ, является явно недостаточное ознакомление действующих учителей и административных работников, студентов педагогических учебных заведений с практикой использования современных образовательных технологий, в том числе и информационных. В качестве проблемы следует отметить отсутствие навыков работы с компьютером у большинства действующих учителей — предметников и руководителей школ. В общем процессе использования современных образовательных технологий в системе школьного образования до настоящего времени неоправданно мало внимания уделяется информационным технологиям управления педагогическими системами. Внедрение и использование в отдельных школах компьютерных программ (например, «Расписание», «Успеваемость», «Кадры» и др.) имеет, как правило, бессистемный характер.
Практика использования ИТ в системе общего среднего образования в настоящее время продолжает определяться следующими основными факторами:
- техническими условиями, под которыми понимаются следующие компоненты: современная компьютерная техника, программно-методическое обеспечение педагогического назначения, средства телекоммуникаций;
- кадровыми условиями, под которыми понимается уровень подготовки учителей — предметников, руководителей учебных заведений, работников органов управления в области использования ИТ.
Проблему использования информационных педагогических технологий целесообразно рассматривать в контексте решения фундаментальной задачи системы школьного образования на любом историческом этапе ее развития — повышения качества образования. В настоящее время можно констатировать факт низкой эффективности обучения значительной части школьников. Один из реальных путей повышения качества школьного образования — использование современных педагогических технологий обучения, в том числе и информационных.
Информационные компьютерные технологии сами по себе значительно расширяют возможности организации учебного процесса. Ученики получают современные, удобные, эффективные средства работы с информацией: поисковые системы, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных.
В сложившейся в школах стран СНГ практике наиболее распространены следующие виды обучающих программ:
- программы-тренажеры;
- контролирующие программы;
- моделирующие программы;
- демонстрационные программы;
- мультимедийные энциклопедии;
- электронные учебники;
- предметные поурочные курсы.
По ряду причин степень распространения названных видов обучающих программ различна. Развитие информационных технологий в общем среднем образовании предполагает достижение следующих основных целей:
1. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества и предполагающего подготовку грамотных пользователей и производителей ИТ.
2. Интенсификация всех составляющих учебно-воспитательного и управленческого процессов в направлении повышения качества общего среднего образования.
3. Развитие творческого потенциала учащегося, способности к коммуникативным действиям. Формирование умений и навыков экспериментально-исследовательской деятельности, повышение общей культуры учебной деятельности.
«Внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) в школьную практику, в систему общего среднего образования, а значит и в процесс подготовки учителя (проблема внедрения в процесс управления образованием возникла позже), сопровождается возникновением теоретических, методических и организационных задач, от решения которых во многом зависит качество школьного образования. Становится необходимым создать единую концепцию его информатизации, имея в виду внедрение ИКТ как в педагогический процесс, так и в управление школьным образованием на всех уровнях».' В свою очередь, концепция информатизации системы образования (или отдельно взятого учреждения) предполагает выполнение в определенной последовательности целого комплекса действий, которые позволят реализовать цели и задачи, поставленные перед системой в этом направлении. Определение целей, задач комплексной информатизации и алгоритма выполнения всех предусмотренных действий дает представление о некоторой модели информатизации.
Стратегической целью политики органов управления образованием в области информатизации является создание отраслевой автоматизированной информационной сети. Для реализации этой цели должны быть разработаны соответствующие модели по всей вертикали управления, включающие в себя как техническое и содержательное построение системы, так и все ее внутренние и внешние связи и их обеспечение. Так, перед создателями автоматизированной информационной системы (АИС), объединяющей органы управления образованием Российской Федерации, включая министерство, были поставлены требования, которым должна удовлетворять АИС:
• возможность интеграции с другими внешними системами;
• возможность адаптации к организационно-производственным циклам различных учреждений;
• масштабируемость — возможность эффективного функционирования как в рамках одной организации, так и в рамках всей федеральной системы образования;
• качество — система должна строиться с учетом международных стандартов в области управления качеством;
• функциональная отчетность — способность формирования отчетной документации в строгом соответствии с нормативными документами;
• надежность — должен иметься опыт длительной эксплуатации системы в учреждениях и организациях образовательной сферы (не менее 10 лет), а технология и архитектура построения системы должны обеспечивать срок ее службы не менее 20 лет».[5]
Очевидно, выполнение всех этих требований возможно только высокопрофессиональным коллективом разработчиков. В то же время нецелесообразно устанавливать столь длительный срок эксплуатации системы при таком ритме изменений технических и программных средств.
К сущностным характеристикам информационных технологий управления отнесем структурные компоненты, свойства, критерии технологичности и другие.
Структура любой информационной технологии управления предполагает наличие четырех компонент:
- описания целей и задач технологии, планируемого результата;
- комплекса технических средств (вычислительных, коммуникационных, организационных);
- системы программных средств (общесистемного и прикладного программного обеспечения);
- системы организационно-методического обеспечения (инструктивные и нормативно-методические материалы).
Отметим равную степень значимости каждой компоненты и ее составляющих в общей структуре ИТ управления. При этом техническую основу информационных технологий управленческой деятельности составляют:
- средства компьютерной техники, которые являются базисом всего комплекса технических средств информационных технологий и предназначены в первую очередь для обработки и преобразования информации, используемой в управленческой деятельности;
- средства коммуникационной техники, обеспечивающие одну из основных функций управленческой деятельности — передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с системами управления других уровней;
- средства организационной техники для автоматизации управленческой деятельности в тех случаях, когда традиционные средства уступают в эффективности компьютерным.Необходимо отметить важность коммуникационных технических средств, так как в системе образования именно на их основе осуществляются информационные связи между всеми объектами управления. Это, в свою очередь, предполагает наличие информационных сетей. В идеальном варианте в итоге развития процессов информатизации система образования должна иметь локальные (равноправные, централизованные), корпоративные информационные сети и доступ к глобальным. В этом случае будет обеспечен полный доступ к информации всех участников процесса и, следовательно, обмен ею.
В перспективе информационные технологии управленческого назначения должны обеспечить интерактивный доступ пользователя к информационным ресурсам вышестоящих уровней управления и глобальных сетей, устранения промежуточных звеньев для получения информации, обмена ею в системе «учреждение — внешняя среда», функционирование развитых систем коммуникаций, в рамках которых рабочие места управленцев соединены для пересылки информации. Важным направлением использования информационных технологий в управлении является работа с документами. В ближайшей перспективе в системе образования это должно найти свое отражение в вопросах организации работы с документами, их исполнения, учета, хранения.
Организация взаимообмена информацией в процессе управления предполагает решение следующих вопросов:
- определение внутренней структуры коммуникаций, т. е. совокупности каналов передачи информации между структурными элементами управления системы;
- определение внешней структуры коммуникаций, т. е. совокупности каналов передачи информации между структурными элементами системы управления и внешней средой;
- определение для каждого канала информации состава и объема передаваемых данных и уровня их конфиденциальности.
В общем процессе использования ИТ управленческого назначения в системе образования принципиален вопрос о единстве стандартов на аппаратные и программные интерфейсы. Под интерфейсом понимается технология общения с компьютером и взаимодействия частей компьютера, т. е. это сопряжение информации (данных), программ, аппаратуры, в котором все информационные, логические, физические, электрические параметры отвечают установленным параметрам. В этом плане важно, чтобы все участники процессов информатизации выполняли требования к аппаратурно-программным комплексам на базе персональных компьютеров (компьютерным классам) для учебных заведений, которые установлены и системе образования государства.
Разнообразие технических средств и операционных систем привело к появлению понятия «платформа». Это понятие определяет тип компьютера и операционной системы, на которых можно использовать конкретную информационную технологию. Другими словами, параметры компьютера, операционной системы и информационная технология должны быть согласованы.
В целом, информационным технологиям управления системами образования присущ ряд свойств, из которых выделим следующие:
- позволяющие эффективно использовать информационные ресурсы всех субъектов управления образованием, что экономит другие ресурсы;
- обеспечивающие информационное взаимодействие посредством информационных образовательных сетей, что способствует распространению современных методов, методик, технологий педагогического назначения;- выполняющие наиболее важную роль в получении, накоплении, распространении новых знаний.
Информационные технологии в управлении образованием применимы в двух направлениях: для информационного обеспечения управленческого процесса и для осуществления ряда функций управленческого цикла, в частности, для анализа, планирования, организации и контроля. Так, компьютерные возможности систематизации и использования аналитических материалов безусловно способствуют эффективности при осуществлении функции анализа. В ряде случаев компьютер является единственно возможным средством при оценке качества образования в деятельности школы.
3.2. Классификация компьютерных средств поддержки
традиционных педагогических и управленческих технологий
Существует множество определений технологий управления, информационных технологий, информационных технологий управления. В качестве базового определения возьмем следующее:
«Технология — это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются общими для целой совокупности задач или заданных ситуаций. Если реализация технологий направлена на выработку управляющего воздействия, то это технология управления».[6]
С учетом того, что в данном исследовании технология рассматривается в большей степени применительно к управлению системами образования, то, следовательно, информационные технологии управления должны иметь все основные признаки системы. Системообразующий характер управленческих технологий исходит из представления о системе как о целом, составленном из частей, совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Дополним это и представлением о системах в педагогике, где они рассматриваются как функционирующая структура, деятельность которой подчинена определенным целям. Наконец, под системой управления образованием понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления.
На основе приведенных определений выделим признаки системы образования, к которым относятся: наличие подсистем, внутренняя организация, взаимосвязи и взаимозависимость частей между собой, целенаправленность в функционировании и развитии, иерархичность, наличие субординации, единство с внешней средой, динамичность, способность сохранять устойчивое состояние. С учетом сказанного попытаемся ответить на вопрос, в какой степени данные признаки согласовываются с сущностью и построением процессов управления комплексной информатизацией образования и, в частности, проектирования и использования информационных технологий управления этими процессами. Наличие подсистем (внутришкольной, районной (городской) информационной образовательных сетей), административного аппарата школы и районного (городского) органа управления комплексной информатизацией образования, наличие прямых и обратных управленческих связей между ними, взаимозависимость компонентов структуры управления, распределение функций в соответствии с иерархией структуры управления, взаимоподчиненность целей и результатов управления свидетельствуют о достаточности признаков системности в процессе управления комплексной информатизацией школы, района (города). На основе сказанного выделим несколько основных системообразующих факторов, определяющих эффективность технологий управления процессами информатизации (идея принадлежит В. Э. Штейнбергу):
– назначение технологии: инструменально-технологическое обеспечение конструкторско-технологической деятельности по управлению процессами комплексной информатизации;
– состав технологии: константы технологии, инструменты, модули проектируемых объектов, методики конструкторско-технологической деятельности и формирования технологической компетентности управленческих работников;
– константы технологии: элементы системы управления (объект, процесс, субъект);
– инструменты технологии: основанные на новых способах представления информации, функциональные модули, модели;
– метрология технологии: критерии оценки качества проектирования и технологичности.
Данные системообразующие факторы должны быть учтены при построении модели управления комплексной информатизацией образования.
Так как информационные технологии являются совокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, проведем их классификацию по некоторым признакам.
Очевидно, что информационные технологии должны быть обеспечены техническими средствами. К современным техническим средствам автоматизации информационно-управленческой и педагогической деятельности относятся:
· персональные компьютеры;
· персональные компьютеры, объединенные в сеть;
· электронные пишущие машинки;
· текстообрабатывающие системы (проблемноори-ентированные компьютерные системы, имеющие большие функциональные возможности);
· копировальные машины;
· коммуникационные средства, телефонная техника;
· средства для автоматизации ввода архивных документов и поиска информации (нетрадиционные носители информации: магнитные диски и ленты, микрофильмы, диски с оптическими записями);
· средства для обмена информацией — электронная почта;
· видеоинформационные системы;
· локальные компьютерные сети;
· интегрированные сети учреждений.
В основе использования информационных компьютерных технологий управленческого назначения лежит принцип комплексной автоматизации информационных процессов. Это естественно и потому, что процесс управления можно представить как прохождение прямых и обратных информационных потоков. Отметим, что информация применительно к процессам управления может являться и предметом, и результатом управленческой деятельности. Следовательно, классификация информационных технологий может стать методической основой их выбора и использования при осуществлении процесса управления. Предлагаемый обобщенный вариант подхода к классификации образовательных информационных технологий управленческого назначения (Учебное пособие под ред. Ю.М. Черкасова) основан на выделении групп признаков:
1. по степени охвата задач управления — электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятых решений, электронный офис, экспертная поддержка, а также многопрофильные;
2. по классу реализуемых технологических операций:
• системы с текстовым редактором;
• системы с табличным процессором;
• системы управления базами данных;
• системы с графическими объектами;
• мультимедийные системы;
• гипертекстовые системы;
• комбинированные системы;
3. по способу построения сети — локальные, многоуровневые и распределенные;
4. по способу реализации — традиционные и новые;
5. по функциональному назначению — аналитические, контрольные, учетные, прогнозирующие;
6. по назначению программных средств — системные (для обеспечения деятельности компьютерных систем) и прикладные;
7. по типу пользовательского интерфейса — пакетные (централизованная обработка), диалоговые, сетевые (многопользовательские), комплексные;
8. по обслуживаемым предметным областям:
• материально-техническая база;
• кадровый состав;
• бухгалтерский учет;
• библиотечный фонд;
• статистическая отчетность;
• организация учебного процесса (состав учащихся, расписание, успеваемость и др.);
9. по способу конечного использования: текстовая информация, аудиоинформация, видеоинформация.
Любая управленческая деятельность осуществляется в рамках определенных пространственных границ. Например, управленческая деятельность системы образования области пространственно локализована в рамках размещения областного управления образования. В настоящее время объекты управления принято называть офисами, а офисная деятельность более всего характеризуется средствами и методами преобразования информации. По функциям обеспечения управленческой деятельности можно выделить информационные технологии документационного обеспечения, технологии поддержки управленческих решений и др. При этом в организации работы с документами (документационном обеспечении) определяются следующие функции, которые выполняют информационные технологии:
1. Общая обработка документов, их верификация и оформление.
2. Локальное хранение документов.
3. Обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге, дистанционная и совместная работа служащих над документом.
4. Поддержка безбумажного общения между служащими с их рабочего места.
5. Электронная почта.
6. Персональная обработка данных.
7. Объединение электронной и вербальной коммуникаций.
8. Ведение персональных баз данных.
9. Обмен информацией между базами данных.
10. Ввод/вывод данных или форм».
Выделим функции информационных технологий, направленных на информатизацию педагогической деятельности:
11. Поддержка традиционных педагогических технологий.
12. Педагогическая система с трехэлементной деятельностной компонентой «Учитель — компьютер — учащийся (группа учащихся)».
13. Получение исходной учебной информации и её обработка.
Все указанные функции направлены на обеспечение управленческой деятельности как отдельно взятого учреждения образования, так и органов управления системами образования различных уровней. При управлении учебным заведением В.П. Сергеева[7] выделяет несколько конкретных применений компьютерных средств:
• «составление наиболее оптимального для данного типа учебного заведения расписания занятий;
• накопление и систематизация с последующим оперативным представлением оперативных сведений и данных о текущих результатах учебно-воспитательной деятельности;
• контроль за качеством учебно-воспитательного процесса;
• создание и непрерывное обновление баз и банков научных данных, а также данных о перспективах развития соответствующих отраслей науки, техники, производства для внесения тех или иных изменений в содержание самого обучения;
• дозировка загрузки преподавателей и учащихся;
• создание различных систем, определяющих степень профессиональной пригодности преподавателей и учителей;
• разработка телекоммуникативных информационных систем управления системой образования».
Как правило, информационная технология по своим признакам и составу может выполнять несколько функций, и её, в таком случае, можно отнести к различным категориям. Например, рассмотрим технологию «Тесты по информатике»:
· По степени охвата — электронный офис и экспертная поддержка.
· По классу технологических операций — система управления базами данных и система с табличным процессором.
· По способу построения сети — локальная.
· По способу реализации — новая технология, так как она основывается на применении компьютера и активном участии пользователей в процессе, а также высоком уровне дружеского пользовательского интерфейса.
· По функциональному назначению — аналитическая, контрольная и учетная.
· По назначению самого программного сродства — прикладная.
· По типу пользовательского интерфейса — пакетная, диалоговая.
· По обслуживаемой предметной области — организация учебного процесса.
· По способу конечного использования — текстовая информация для организации учебного процесса.
Рассмотрим в качестве еще одного примера технологию «Кадры». Данная технология есть:
· по степени охвата задач управления — автоматизация функций управления, электронный офис;
· по классу реализуемых технологических операций — комбинированная система;
· по способу построения сети — локальная;
· по способу реализации — новая;
· по функциональному назначению — аналитическая
· по назначению программных средств — прикладная;
· по типу пользовательского интерфейса — диалоговая;
· по обслуживаемым предметным областям — организация учебного процесса;
· по способу конечного использования — текстовая информация.
Рассмотрим еще один пример технологии — «Расписание». Данная технология есть:
· по степени охвата задач управления — автоматизация функций управления;
· по классу реализуемых технологических операций — система управления базами данных, система с табличным процессором;
· по способу построения сети — сеть не используется;
· по способу реализации — новая;
· по функциональному назначению — аналитическая, учетная;
· по назначению программных средств — прикладная;
· по типу пользовательского интерфейса — диалоговая;
· по обслуживаемым предметным областям — организация учебного процесса;
· по способу конечного использования — текстовая информация.
Предложенные выше классификация и структура информационных технологий позволяют осуществлять проектирование новых информационных технологий и анализ существующих.