Анализ состава и структуры прибыли

Состав и динамика показателей прибыли за 2 года представлены в табл. 2.33. Горизонтальный анализ абсолютных показателей, приведенных в таблице, показывает, что выручка от реализации товарной продукции возросла на 709512,38 тыс. руб., т.е. на 17,37 %, и составила в отчетном году 4793866,21 тыс. руб. Прибыль до налогообложения снизилась на 61316,62 тыс. руб. и составила в отчетном году 1549750,21 тыс. руб.

Это явилось результатом действия следующих факторов:

1. Прибыль от реализации товарной продукции возросла на 53889,38 тыс. руб., т.е. на 2,87%, и составила 1933170,21 тыс. руб. Это произошло благодаря увеличению выручки от реализации на 747621,99 тыс. руб., т.е. на 18,76%, в том числе за счет: увеличения объема добычи в 2002 году на 40,243 тыс. тонн, и увеличения цены одной тонны на 358,1 руб.;

2. Себестоимость товарной продукции увеличилась на 29,7%, т.е. на 655623 тыс. руб. и составила в отчетном году 2860696 тыс. руб. Увеличение затрат на производство связано как с удорожанием стоимости топливно-энергетических ресурсов, материалов и услуг, так и со значительным увеличением объемов выполняемых работ.

3. Произошло увеличение убытка от прочей реализации на 32740 тыс. руб.

4. Коммерческие расходы существенно снизились (на 92,4%), что, безусловно, положительно повлияло на размер полученной балансовой прибыли.

5. Произошло увеличение прочих операционных и внереализационных расходов.

Показатели рентабельность товарной продукции и рентабельности продаж снизилась на 20,99% и 18,05% соответственно.

Рассмотрим методику факторного анализа прибыли от реализации продукции. Именно прибыль от реализации продукции представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и обращения. Важнейшими условиями роста прибыли от реализации являются увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию (факторинг, овердрафт).

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

Основную часть прибыли получает от реализации (табл. 14 )

Таблица 14

Состав и динамика показателей прибыли, тыс. руб.