Конструирование подшипниковых узлов
Работоспособность подшипников качения в значительной степени зависит от рациональности конструкции подшипникового узла, качества его монтажа и регулировки.
Кольцо подшипника, вращающееся относительно вектора нагрузки, устанавливается на вал или в корпус посадкой с небольшим натягом во избежание обкатывания этого кольца по сопряженной поверхности и ее изнашивания; другое кольцо подшипника соединяется посадкой с очень малым зазором, достаточным для возможности осевых перемещений кольца при монтаже и температурных деформациях валов.
На рис. 5.16 показаны схемы установки подшипников качения на валах и в корпусах. Для относительно длинных валов (длина превышает восьмикратный наибольший диаметр) применяют схемы а и б. В этих схемах левая опора закреплена в корпусе и называется фиксирующей, а второй подшипник имеет возможность осевого перемещения в корпусе (для компенсации температурных удлинений и укорочений вала) и такую опору называют плавающей. Для длинных валов нагруженных значительной осевой силой, два радиально-упорных подшипника устанавливают в фиксирующей опоре (одноименными торцами друг к другу), а в плавающей опоре ставят радиальный подшипник (схема б).
При относительно коротких валах применяется наиболее простая и широко используемая в машиностроении установка