Отходы автотранспортных предприятий

Использование, техническое обслуживание и ремонт автомо­билей приводят к образованию на автотранспортных предприяти­ях (АТП) отходов, которые оказывают вредное влияние на окру­жающую среду.

Нефтепродукты (отработанные моторные, трансмиссионные и индустриальные масла, консистентные смазки) представляют опасность в связи с их подвижностью при попадании в почву или воду. При концентрации нефтяных загрязнителей более 0,05 мг/л портятся вкусовые качества воды.

Источниками загрязнения окружающей среды нефтепродукта­ми на АТП могут быть сточные воды от установок для наружной мойки автомобилей, а также сами автомобили при подтекании масла из агрегатов. Подтекание масел из автомобилей на откры­тых стоянках и розлив заправляемых масел приводят к смыву их с территории АТП и попаданию в почву с ливневыми водами.

С полотна дороги дождевыми стоками в прилегающие почвы приносятся различные загрязнения, в том числе топливо, масла, водорастворимые соли и грязь с большим содержанием тяжелых металлов (свинец).

Осадки, накапливающиеся в отстойниках моечных установок (песок, глина, ил, нефтепродукты), образуют вредную для окру­жающей среды массу. Один автомобиль за год при многократных прохождениях через моечную установку в среднем оставляет вред­ных веществ: легковой до 50 кг и грузовой — до 250 кг.

Электролит аккумуляторных батарей является весьма вредным для окружающей среды веществом. На дно аккумуляторных банок выпадают свинцовая пыль и кусочки свинцовых пластин. Поэтому мойка аккумуляторных банок в местах, где возможно попадание в сточные воды или почву остатков отработавшего электролита и свинцового шлама, недопустима.

Этиленгликоль является составляющей антифризов, при нару­шении правил их использования может попадать в почву и сточ­ные воды. Этиленгликоль ядовит, имеет большую проникающую способность и при малейших неплотностях в системе охлаждения двигателей попадает в окружающую среду.

Резиновая пыль и пыль с асфальтовых покрытий дорог содер­жат вредные вещества, попадающие в почву и атмосферу. Ежегод­но с колес одного автомобиля стирается до 10 кг резины, а с асфальтовых покрытий дорог — слой в 1 мм. Это значит, что на шоссе шириной 10 м на каждом отрезке в 100 км образуется в год 100 т пыли.

Отходы тормозной жидкости, образующиеся при техническом обслуживании и ремонте гидравлических приводов тормозной системы автомобиля, также требуют утилизации.

Один автомобиль за свой жизненный цикл образует массу вто­ричных ресурсов и отходов, в 10 раз большую массы самого авто­мобиля. Если при этом учитывать и применяемую воду (для мойки и систем охлаждения), то масса образующихся отходов превыша­ет собственную массу автомобиля в 100 раз. Например, АТП из 150 автомобилей ЗИЛ-130 за один год эксплуатации ориентиро­вочно образует 1,5 тыс. т вторичных ресурсов и отходов, а с уче­том потребления воды — 9 тыс. т.