Образование как механизм развития личности и общества в социкультурном пространстве

В современном динамическом обществе прежний способ развития, связанный с изменением производственной деятельности, преобразовани¬ем социальных институтов посредством традиционных схем совершенст¬вования, является малоэффективным. Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием по¬знания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности, обеспечивающие ее адаптацию к динамично изменяющемуся социуму; формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредст¬вом создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях ох- ранно-созидательного с природой и обществом.

Система образования должна обеспечивать подготовку подрастаю¬щего поколения к овладению адекватными способами и методами мышле¬ния, познания, деятельности, а также задавать новые мировоззренческие ориентиры, общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспи¬танию людей. Т. о., образование - это механизм развития личности, со¬циума в целом.

В современных условиях динамического общества изменились или утратили значение некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и мо-лодежные общественные организации. Сегодня общеобразовательные и другие учреждения системы образования являются практически единст-венными стабильными социальными структурами, ответственными за вос¬питание молодежи. Они осуществляют подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся условиях.

Как главный социальный институт образование должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образо¬вания, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации, опыта, культуры, должна быть преобразована в систему раз¬вития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой цен-ностью.

С этих позиций, рассматривая образование как ценность, важно под¬черкнуть данный его статус через призму социокультурных функций.

Социокультурные функции образования

1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций. Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные г{енности и цели развития общества.

Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе.

Образовательные учреждения - это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть - это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая часть - дисциплины по выбору.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности.