Вихревая система крыла конечного размаха.
Рассмотрим обтекание прямоугольного крыла, расположенного под углом атаки к однородному горизонтальному потоку, имеющему невозмущенную скорость на бесконечности . Будем считать, что угол атаки измеряется от горизонтальной плоскости. Подъемная сила создается за счет избыточного давления на нижней поверхности крыла (Ср>0) и разрежения на его верхней поверхности (Ср<0). Это означает, что средняя скорость потока на нижней поверхности крыла меньше, чем средняя скорость на верхней поверхности.
Рис.5.11 Перетекание через боковые кромки
Указанная разность скоростей может быть следствием существования циркуляции соответствующего знака. Перепад давления вызывает перетекание жидкости с нижней поверхности крыла на верхнюю через боковые кромки (рис.5.11). Вследствие этого линии тока на верхней поверхности крыла будут сходящимися (рис. 5. 12), а на нижней —
Рис.5.12 Рис.5.13
расходящимися (рис. 5.13). Ввиду малой относительной толщины профилей крыла течение можно рассматривать как течение около тонкой пластины. На верхней и нижней поверхностях пластины скорости будут находиться в параллельных плоскостях и отличаться главным образом по значению и частично по направлению, т. е. будет наблюдаться разрыв тангенциальной составляющей скорости, что соответствует вихревому слою. Этот вихревой слой, генерирующий перепад давления, называется присоединенным. На задней кромке крыла по условию Жуковского— Чаплыгина скорости сверху и снизу должны быть равны, а перепад давления отсутствовать. В то же время (рис.5.12 и 5.13) скорости частиц при сходе с крыла будут отличаться по направлению.
Это означает, что за задней кромкой крыла возникает вихревая пелена, не испытывающая перепада давления. Она получила название свободного вихревого слоя или пелены свободных вихрей. Свободные вихри располагаются вдоль линий тока, так как они не несут нагрузки. Свободный вихревой слой простирается вниз по потоку.
У крыльев большого удлинения свободный вихревой слой в основном
Рис.5.14 Вихревая пелена
располагается в горизонтальной плоскости. Однако на боковых границах его наблюдается сворачивание вихревой пелены в концентрированные вихревые жгуты (рис.5.14). Итак, математическая модель течения при обтекании крыла содержит известный поступательный поток , и неизвестное течение от системы вихревых поверхностей, характеризующихся распределенной завихренностью. Для количественного описания этого течения существует много подходов. В большинстве случаев используется линейная теория, пригодная при малых углах атаки. Крыло считается бесконечно тонким и проектируется на горизонтальную плоскость. Ввиду малости угла атаки площадь крыла S практически не будет отличаться от площади проекции.
Составим интегральное уравнение для крыла конечного удлинения, используя граничное условие непротекания, а также постулат Жуковского-Чаплыгина на задней кромке, опираясь на потенциал ускорения:
(5.8)
Так как - гармоническая функция, когда возмущения малы и течение стационарно получим, что :
, (5.9)
т.е. потенциал ускорения должен быть гармонической функцией.
Выразим решение этого уравнения с помощью третьей формулы Грина и перейдем к :
(5.10)
Обращаясь теперь к условию непротекания, получим интегральное уравнение для нахождения :
(5.11)
Поведение решения этого уравнения существенно зависит от формы крыла в плане. Если очертания крыла содержат изломы (например, при отклонении рулевых органов), то и в этих местах возникают особенности.
Среди прикладных численных методов можно выделить две модели: непрерывной несущей поверхности и дискретных панелей.
В первом случае искомое решение находят в виде двойного ряда, аппроксимирующего нагрузку на крыле по хорде и размаху. Коэффициенты этого ряда находятся из условий непротекания в определенном числе точек, называемых в этом случае точками коллокаций. Если ряды выбраны удачно, то число точек коллокаций невелико, так же как и число членов в рядах.
При методе дискретных панелей область интегрирования разбивается на ряд панелей, на каждой из которых задается некоторый закон поведения искомой функции. Тогда интеграл в (5.11) заменяется конечной суммой, и задача сводится к решению системы алгебраических уравнений. Этот подход получил наименование метода дипольной решетки.
Основное интегральное уравнение несущей поверхности (5.11) можно получить, опираясь также на образ подковообразного вихря (рис.5.15), полочка которого (присоединенный вихрь) перпендикулярна скорости набегающего потока, а свободные вихри уходят в бесконечность.
Рис.5.15 Рис.5.16
Для того чтобы не противоречить теореме Стокса о непрерывности вихревых нитей, нужно предположить существование на бесконечности вниз по потоку замыкающей полочки. Однако влиянием ее на характер обтекания крыла можно пренебречь. Непрерывная система таких вихрей дает скос потока в произвольной точке крыла:
(5.12)
Выражение в квадратных скобках показывает влияние свободных вихрей. Последующие преобразования приводят к уравнению (5 .11).