Регулирование международного движения предпринимательского капитала.

Иностранные инвестиции регулируются как в национальном, так и в международном масштабе, и способы их регулирования можно подразделить на два уровня: национально-правовой и международно-правовой.

Национально-правовое регулирование основано, прежде всего, на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса, сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране. В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора.

В большинстве развитых стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.

Однако законодательство, как правило, вводит определенные ограничения исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности. По этой причине многие страны закрепили в своих законах определенные отрасли исключительно или предпочтительно за национальным капиталом.

С другой стороны, если государство заинтересовано в привлечении иностранного капитала, то законодательство учитывает, что для инвесторов зарубежные инвестиции связаны с повышенными политическими и коммерческими рисками, дополнительными затратами на транспорт, связь и т.п. Чтобы компенсировать эти факторы, национальное законодательство ряда стран предусматривает дополнительные льготы и привилегии для иностранного капитала в налогообложении, взимании таможенных пошлин с ввозимого оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на внутреннем рынке, и т.п.

Международно-правовой режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга. Кроме того, эти соглашения содержат положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между иностранными инвесторами и принимающим государством.

Государства, между которыми происходит интенсивное движение предпринимательского капитала, нередко подписывают специальные соглашения об исключении двойного налогообложения прибыли предприятий. Такие соглашения исключают обложение прибыли на иностранный капитал в двух странах (стране базирования и принимающей стране) одновременно в полном размере.

Многосторонний международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах-конвенциях, заключенных в рамках международных организаций (МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др.).

В настоящее время приняты и действуют следующие многосторонние универсальные конвенции.

1. Вашингтонская конвенция 1965 г. "О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами". Она предусматривает разрешение этих споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития.

2. Сеульская конвенция 1985 г. о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР.

Можно выделить следующие черты, характерные для международного движения капитала в конце 20 – начале 21 веков.

1. Основными участниками международного движения капитала продолжают оставаться страны с развитой рыночной экономикой, причем их доля в объеме мировых инвестиций постоянно увеличивается. Но наряду с развитыми странами крупными реципиентами (то есть, странами, принимающими капитал) стали Бразилия, Мексика, Аргентина, Китай, возрастает роль стран с переходной экономикой как импортеров капитала.

2. Ужесточается конкуренция за привлечение иностранных инвестиций. Для этого иностранным инвесторам не только предоставляется благоприятный национальный режим, но и разрабатываются специальные меры по привлечению иностранного капитала. В 2001 году особый режим по отношению к иностранным инвесторам имеют 143 страны и территории.

3. Происходит переоценка факторов, которые являются привлекательными для иностранного капитала. Традиционно таковыми были емкий внутренний рынок, наличие природных и производственных ресурсов, наличие дешевой рабочей силы. Эти обстоятельства сохраняют свою привлекательность. Но в настоящее время возрастает значение таких обстоятельств, как наличие в принимающей стране развитой инфраструктуры связи, профессиональные навыки рабочей силы, технологические, инновационных, менеджерские способности работников, отношение к созданию богатства, культура бизнеса.

4. В последние годы преобладают инвестиции на приобретение или поглощение иностранных предприятий и фирм, а не в создание новых. Это во многом объясняется процессами приватизации, которые были широко распространены во многих странах.

5. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. выявил негативные последствия использования иностранных кредитов и портфельных инвестиций. В отличие от этих форм вложения капитала, прямые иностранные инвестиции не создают для страны дополнительной внешней задолженности, а, напротив, способствуют появлению источников ее покрытия. Это обстоятельство усилило внимание многих стран к прямым инвестициям.

Международное движение предпринимательского капитала оказывает влияние, как на страны базирования, так и на принимающие страны. Принимающие страны (как развитые, так и развивающиеся) как правило, одобряют приток иностранных инвестиций на свою территорию. Главная выгода принимающей стороны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, причем не только в виде капитала, но и в виде внедрения новых технологий, передачи управленческого опыта и повышении квалификации отечественных кадров, которые происходят в результате иностранных инвестиций.

Однако принимающие страны опасаются политического давления со стороны крупных инвесторов иностранного капитала, а также их проникновения в отрасли, связанные с национальной безопасностью. Кроме того, иностранные инвесторы нередко стремятся переместить в принимающую страну производства, наиболее неблагополучные с экологической точки зрения. В этой связи принимающие страны издают законы, ограничивающие или же прямо запрещающие иностранные инвестиции в определенные отрасли. Основными противниками иностранных инвестиций в принимающих странах становятся местные производители аналогичных товаров. Они оказываются не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию и требуют от правительства протекционистских мер.