Общественно-политические течения второй половины XIX в.: народничество и марксизм

 

Основные положения народничества: Община есть изначальная основа народной жизни. Большая часть населения страны живет общинным строем. Меньшая часть населения страны, не живущая общинным строем, управляет страной вопреки естественным нормам. Самодержавие, которое олицетворяет 2-ую группу, не имеет сколь-нибудь глубокой социальной опорой, отсюда отрицание народниками политической деятельности.

Идеология народничества. Лавров - пропагандистское течение. Считал, что народу нужно объяснить их цели, это сделать должна интеллигенция, но не вся, а лишь критически мыслящие личности. Объединенные такие личности в революционную организацию должны готовить народ.

Бакунин - бунтарское течение. Считал замену государства - ассоциацией свободных самоуправляемых общин. С помощью бунта хотел создать это. Поэтому задача интеллигенции - бросить кличь и разжечь всероссийской бунт.

Ткачев считал, что хорошо организованная, жестко централизованная, тщательно законспирированная организация профессиональных революционеров-террористов, проведя серию скоординированных террористических актов может полностью дезорганизовать государственный аппарат и он сам собой развалится. Наиболее распространенными были пропагандистское и заговорщическое течении.

Марксизм - это течение политической и научной мысли, основой которого были заложены Марксом и Энгельсом. Основной тезис марксизма - естественность смены типов общественного строя в результате изменения способа производства. По мнению Маркса и Энгельса, капиталистический способ производства изжил себя уже во второй половине XIX в., а потому сформировались социально-экономические предпосылки для установления нового справедливого общественного устройства - коммунизма, в котором будет преодолено отчуждения человека от результатов его труда.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружи объединились в организацию Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Такие же организации были созданы в разных городах. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влияние этого в Петербурге начались стачки. Рабочие требовали сокращение рабочего дня до 10,5 часов, повысить расценки, своевременно выплачивать з/п. Упорная борьба в 1896-1897 гг. заставило правительство пойти на уступки: издан закон по которому рабочий день сокращался до 11,5 часов.