Архитектура

С созданием единого государства формируется общерусский архитектурный стиль. В конце XIII в. возобновилось каменное строительство. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивает лучших специалистов из других городов и стран.

В конце XV в. на Русь из Италии завезли новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, возводивший Успенский собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приемов и праздников

В XVI в. каменное храмовое зодчество объединяется с традициями русского деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Величайшим памятником шатрового стиля стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555–1560 гг. на Красной площади в честь взятия Казани Покровский собор (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен). Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных несимметричных разновеликих столпообразных храмов.

С этим собором связаны легенды. Одна говорит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше нигде построить такой же. Другая легенда гласит о том, что, отступая из Москвы в октябре 1812 г., Наполеон приказал взорвать храм Василия Блаженного. Храм заминировали, но не то москвичи потушили горящие фитили, не то это сделал начавшийся дождь.

Сохранились Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, постройки XV–XVI вв. в Нижнем Новгороде, Суздале, Смоленске и других городах.

В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридцатилетие ведется активное строительство (после изгнания из страны интервентов); господствуют тенденции XVI в. В 40–60-е гг. идет интенсивный поиск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распространение нового стиля.

Известные образцы зодчества первого этапа столетия — церковь в селе Рубцове под Москвой, украшенная великолепной пирамидой кокошников; трехшатровая Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, названная в народе за свое совершенство «Дивной»; храм Покрова в селе Медведкове под Москвой.

Был реконструирован Московский Кремль; в 1624–1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне надстроили еще один ярус, украсив его белокаменными узорами и статуями. Вслед за Спасской башней эти украшения к концу века были помещены и на других башнях Московского Кремля. В 1635–1636 гг. на территории Кремля сооружается архитектором Баженом Огурцовым крупнейшее по тем временам светское здание — Теремной дворец. Эталоном храмового зодчества 30-х гг. стала церковь Троицы в Никитниках в Москве.

Во второй половине 50-х гг. Никон запретил возводить шатровые храмы, утвердив в качестве образца традиционное пятиглавие. В этом стиле построены Патриаршие палаты в Кремле, Вознесенский, Новоиерусалимский и Иверско-Валлайский монастыри, царская усадьба в Измайлово. Строительство патриаршего Новоиерусалимского монастыря продолжалось почти 40 лет под руководством зодчего Аверкия Мокеева, а затем Якова Бухвостова.

Великие храмы строили во второй половине XVII в. не только в Москве и Подмосковье, но и в других городах России (Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, Угличе, Вологде, Устюге и др.). Богатым архитектурным декором отличаются храмы Ярославля, одного из крупнейших ремесленных центров России XVII в. Среди них посадский храм Николы Надеина, выдающийся шедевр — храм Ильи Пророка; церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи.

К концу XVII в. в столице сооружается множество общественных зданий — Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сретенские ворота Земляного города (Сухарева башня). Вершиной праздничного светского начала считается Надворный теремок Крутицкого митрополичьего подворья в Москве. Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название «нарышкинского», или «московского барокко». Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветное украшение зданий (декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов).

Ярчайшие образцы «московского барокко» — церковь Покрова в Филях, усадебный храм Л.К. Нарышкина, храмы в подмосковных селах Спаса в Уборах и Троицы в Троице-Лыкове.