Международный опыт деятельности СЭЗ.
СЭЗ — подтвержденная опытом многих стран форма развития передовых производств и инновационных технологий на основе создания в пределах специально выделенных территорий особо благоприятных условий для привлечения капиталов как отечественных инвесторов, так и зарубежных. Принятое в международной практике понимание «свободной зоны» впервые было согласовано государствами и закреплено в международных нормах Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, вступившей в силу 25 сентября 1974 г. Хотя Россия формально и не участвует в Конвенции, она не может не считаться с ее положениями, так как они являются исходными при формулировке обязательств государств, участвующих в ВТО, куда в настоящее время стремится вступить Россия.
В Киотской конвенции установлены стандарты регулирования отношений по созданию свободной таможенной зоны, которые служат ориентиром для законотворческой деятельности государств, следующих международным стандартам и правилам в области создания условий для привлечения иностранных инвестиций, в частности через учреждение свободных или особых экономических зон.
Так, государство с учетом принятого в международной практике понимания свободных зон определяет в своем законодательстве виды товаров, беспошлинно допускаемых в такие зоны, характер операций, которые можно осуществлять в отношении этих товаров, в том числе относительно их перемещения в прочие районы страны и на экспорт. Например, законодательство страны может предусмотреть, что управление свободной или особой экономической зоной осуществляется таможенными властями, иными властями или уполномоченными физическими или юридическими лицами. Однако все операции по организации таможенного контроля с территориями вне зоны осуществляются только таможенными властями. Они также осуществляют наблюдение за средствами доступа в свободную зону и контроль за соблюдением установленных условий беспошлинной торговли. В функции таможенных властей входит также проверка товаров и предпринимателей.
Наличие международных стандартов регулирования свободных (особых) зон не позволяет государству произвольно толковать понятие «свободная (особая) экономическая зона» исключительно применительно к страновой специфике внешнеторговой и инвестиционной деятельности, в частности при принятии законов о свободных зонах. С помощью международных стандартов обеспечивается унифицированный подход к регулированию внешнеторговой деятельности, целью которого является достижение гармоничного взаимодействия национальных правовых систем и их соответствия сложившейся практике международного экономического сотрудничества. Именно такой подход отвечает интересам международных инвесторов, получающих возможность уверенно оценивать преимущества инвестирования в ту или иную особую экономическую зону.
Промышленно-производственные зоны (ППЗ) являются разновидностью свободных или особых экономических зон.
Именно ППЗ стали родоначальником целой системы институтов территориальной локализации технически передовых производств, технологий и инноваций. Как разновидность современной территориальной индустриальной локализации ППЗ отмечена спецификой национальной организации и национального нормативного регулирования. Однако в целом резиденты ППЗ имеют несколько меньший объем налоговых льгот и, как правило, не пользуются таможенными льготами. Другая особенность ППЗ — их резко выраженная экспортная направленность.
В Мексике такие зоны получили название «макиладорас» — экспортные предприятия, расположенные в пределах нескольких ППЗ вдоль границы США (всего более 3000 различных предприятий).
В Венгрии ППЗ создаются по таким же принципам. Специфика предприятий в таких зонах — сборочный характер производства, основанный преимущественно на импортных материалах, компонентах, полуфабрикатах и деталях. Как правило, в таких зонах открывают свои филиалы и дочерние компании транснациональные корпорации для производства продукции с более низкими издержками, причем в основном за пределы страны, где расположено финишное производство. В ГТПЗ, как правило, существует определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.
В Южной Корее ППЗ в г. Куми специализируется на выпуске электронных и электротехнических изделий; в г. Чханвоне — на производстве машиностроительной продукции; ППЗ в г. Ечхоне — на выпуске нефтехимической продукции.
ППЗ на о. Маврикий, в Шри-Ланке, Египте и Доминиканской Республике специализируются на выпуске и экспорте одежды, текстильных изделий, обуви.
В Малайзии одна из крупнейших ППЗ, расположенная на о. Пинанг, является крупнейшим в стране центром по выпуску электронных компонентов, компьютерной техники и бытовой электронной аппаратуры.
Такую же специализацию имеет индийская зона «Сайта-Круз электронике».
В Израиле одна из ППЗ, расположенная недалеко от Тель- Авива, где находится алмазная биржа страны, специализируется исключительно на частичной переработке и продаже алмазов преимущественно на экспорт.
В современных условиях основными факторами конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках становятся ее качество, новизна, наукоемкость, поэтому многие экспортно ориентированные ППЗ под влиянием усиливающейся конкуренции начали трансформироваться в технико-внедренческие зоны или научно-промышленные парки. Сейчас в мире их насчитывается около 400. Стартовая модель создания ОЭЗ, реализованная в России, включает в себя два типа зон — зоны преимущественно промышленно-производ- ственной и зоны технико-внедренческой ориентации (см. ниже), хотя, как показывает практика, целевые «ниши» создания подобных зон в российской экономике далеко не исчерпаны и могут значительно расширяться и далее.
Основная задача норм международного права в области внешнеэкономической деятельности и создания свободных или особых зон — воспрепятствовать использованию государствами — участниками ВТО такой практики регулирования различных зон, которая была бы формой недобросовестной конкуренции между государствами за привлечение иностранных инвестиций. Например, такие меры, как экспортные субсидии, дотации национальным производителям и проч., могут нарушить принципы рыночной экономики и свободной конкуренции в мировой торговле. Напротив, инструменты таможенных и налоговых льгот считаются приемлемыми и широко используются в практике многих стран. В целом сейчас наблюдается весьма острая конкуренция как между экспортерами капитала из различных стран за сферы наиболее выгодного приложения капиталов, так и между государствами, поддерживающими своих предпринимателей и привлекающих теми или иными доступными средствами иностранных инвесторов для развития своей экономики. Вследствие этого постоянно расширяется круг стран, использующих систему зон в своей политике по привлечению иностранных инвестиций.
Наибольшее число зон свободной торговли действует в индустриально развитых странах: в США насчитывается более 190 зон, в Европе — около 130, в том числе в Швейцарии 26, в Испании — 22, в Италии — 11, во Франции — 10, в Финляндии — 7, в ФРГ — 6 и т.д.
В США основу нормативно-правовой базы деятельности ОЭЗ составляет закон «О свободных торговых зонах», принятый в 1934 г. В 1950 и 1991 гг. в него были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение деятельности этих зон и их отраслевую диверсификацию. Положениями данного закона предусмотрено создание ОЭЗ двух типов — зон общего назначения и зон специального назначения (субзон). Зоны общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдает комитет по свободным торговым зонам при правительстве штата и местных властях. Зонами обычно управляют частные компании, с которыми организации, получившие разрешение на создание зоны, заключают специальные контракты. Особенностью их статуса является то, что они находятся вне юрисдикции таможенной службы США и располагаются, как правило, около портов и аэропортов. Сфера их деятельности в основном включает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки.
Субзоны появились в США в 1952 г. после внесения в упомянутый закон дополнения, разрешающего создавать в зонах сборочные производства, и по сути являются промышленно-производственными зонами. Они создаются для работы отдельных, обычно крупных компаний, решением их руководства, утверждаемого комитетом штата по свободным торговым зонам.
Большинство таких зон в США функционируют эффективно. Общий объем вывезенной из них продукции превышает 100 млрд долл. в год. Здесь действует более 2,5 тыс. компаний, главным образом американских, а число занятых достигает почти 300 ООО человек. Только незначительная часть зон по ряду объективных и субъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи: в 1939—1981 гг. деятельность пяти зон была приостановлена, в 1955—1992 гг. были закрыты 13 зон, в 1988—1990 гг. права трех зон были переданы другим территориальным структурам.
В настоящее время в США действуют около 150 технико-внедренческих зон (технопарков). Определенные преимущества имеют зоны, в которых действуют компании из высокотехнологических отраслей национальной экономики, получающие крупные доходы от выполнения федеральных заказов, в основном в области оборонной промышленности. Поскольку компании, занятые в этих отраслях производства, сконцентрированы в технопарках, то последние получают значительные стимулы именно как центры генерации и практического внедрения самых современных технологий с последующим их распространением по всей экономике страны.
В США действуют также предпринимательские зоны, которые используются как инструмент региональной политики, направленной на оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, за счет предоставления предпринимателям свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Всего создано свыше 1400 предпринимательских зон в 700 городах и пригородах США. Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований. Наиболее важные из них:
о более 70 % жителей должны иметь личный или семейный доход менее 80 % среднего дохода для этого города или всей страны; 0 уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем по городу или по всей стране.
В большинстве штатов срок действия предпринимательских зон колеблется от 10 до 20 лет. Результаты их деятельности показывают, что они способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны, уменьшают масштабы безработицы, позволяют сократить бюджетные ассигнования на социальные программы и ведут к постепенному увеличению налоговых поступлений.
Однако следует отметить, что для России, чей опыт в области создания свободных или особых зон невелик и к тому же носит во многом негативный характер, больший интерес в области учреждения и функционирования различных видов специальных экономических территорий представляют достижения стран с переходной, развивающейся экономикой.
В Китае свободные (особые) экономические зоны (СЭЗ) сначала послужили мощным рычагом для повышения экономической эффективности хозяйственного механизма в самой СЭЗ, а затем превратились в катализатор экономического развития и других территорий страны. Практика создания СЭЗ в Китае насчитывает около 25 лет. В 1980 г. в стране созданы пять особых экономических районов (ОЭР). В 1984 г. для внешней торговли были открыты 14 городов, причем все крупные порты страны. В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в «экономическом треугольнике» южной провинции Фуцзянь и т.п. После 1991 г. по решению Госсовета КНР статус «открытых» получил ряд приграничных городов и административные центры внутриконти- нентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны были созданы 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 зоны освоения новых и высоких технологий государственного значения.
За два с половиной десятилетия в Китае создана комплексная, многоуровневая и многоцелевая система особых экономических зон. Так, действующие в КНР ОЭР ориентированы прежде всего на внешние рынки, из них экспортируется более 50 % произведенной продукции. Здесь развиваются главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера Н ИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории этих районов осуществляются специальная экономическая политика и особая система территориального управления. Иностранные инвесторы в пределах зон пользуются многими налоговыми и таможенными льготами, им предоставляются большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и новейшие технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, резко повышать уровень подготовки кадров.
Созданные в 14 открытых приморских городах зоны техни- ко-экономического освоения притягивают иностранных инвесторов. Здесь число совместных предприятий исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов. Приграничные города обладают преимуществами для развития экономического сотрудничества с соседями, среди которых видное место занимают Восточная Сибирь и Дальний Восток России. Согласно постановлению Госсовета КНР, эти города получили право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, где предоставляются те же льготы, что и в приморских зонах технико-экономического освоения.
Важным шагом в расширении внешнеэкономических связей КНР и привлечении иностранных инвестиций стали беспошлинные зоны, представляющие собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах свободным портом или зоной беспошлинной торговли. После 1990 г. в стране создано более 10 беспошлинных зон, где уже функционирует несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов.
Свободные экономические зоны сыграли очень важную роль на первом этапе реформ в Китае, особенно в 1980-е гг. Хотя в итоге СЭЗ производят лишь около 3 % ВВП страны, их доля в экспорте достигает примерно 13—15 %, а в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций приблизительно 20 %. Для успешной деятельности СЭЗ в КНР большое значение имели предоставленные им государством налоговые и другие льготы. Национально-политический фактор и географическое положение этих зон сделали их привлекательными для инвесторов из Гонконга, Макао, Тайваня, а также инвесторов из числа этнических китайцев, проживающих в других странах. Значительные средства поступали в СЭЗ Китая и от центрального правительства страны в виде льготных кредитов и государственных инвестиций. Однако к началу 1990-х гг. темпы развития данных зон замедлились. Многие предприятия в СЭЗ начали сворачивать производство, перенося его в другие районы КНР. Причинами этого, по мнению экспертов, были существенное удорожание ресурсов (земли, энергии, рабочей силы) в пределах самих СЭЗ и быстрое распространение экономических реформ по всей стране.
В последнее время вокруг СЭЗ в КНР обострились политические дискуссии. Многие эксперты КНР считали, что быстрый рост СЭЗ имел искусственный характер, стимулировался предоставленными им льготами за счет экономики всей страны, за счет интересов развития прочих регионов. Отдельные экономисты предлагали ликвидировать особый статус СЭЗ, которые «сыграли свою историческую роль» и более не нужны в условиях глубоких и повсеместных рыночных реформ и экономической открытости всей страны. Однако на самом высоком уровне принято решение оставить прежним курс КНР в отношении СЭЗ, но внести некоторые коррективы, в частности отменить ряд льгот, т.е. конкурентоспособность СЭЗ должна опираться уже не на льготы и преференции, а на созданную научно-производственную и инновационную базу, позволяющую субъектам данных зон продолжать опережающее развитие по сравнению с другими районами КНР.
Такая перспектива развития должна изначально определяться и в отношении ОЭЗ, создаваемых в России.