Воззрения на человека и его потребности в Новое время

Появление машинных орудий труда, которые пришли на смену ручным, привело к возникновению фабрик, увеличению производства материальных благ, росту потребления, возникновению новых социальных классов пролетариата и буржуазии.

При этом абстрактно-гуманистический подход к человеку и его потребностям сочетался с критикой средневековых воззрений на эти проблемы. Взгляды прогрессивных мыслителей Нового времени были пронизаны атеизмом. Это означает, что потребности и интересы людей по своему происхождению имеют не божественный, а природный характер. Например, Гоббс писал: «Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным «страстям», они ищут «почёта и выгод», действуют «ради пользы и славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим»». Или Ларошфуко афористически замечал: «Страсти - это единственные факторы, доводы которых всегда убедительны; их искусство рождено как бы самой природой и зиждется на непреложных законах».

Отвергая религиозное отвращение к земным страстям и другим побудителям человеческой деятельности, порожденным природной телесностью людей, мыслители Нового времени реабилитировали природу человека. Именно ею они стремились объяснить все проявления человеческой жизнедеятельности и в том числе человеческого духа. «Если физический мир подчинён закону движения, - писал Гельвеций, - то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».

Общественную жизнь людей они тоже стремились объяснить природными свойствами человека. В соответствии с разработанной в это время теорией общественного договора, общество возникло лишь потому, что люди, находившиеся в своем естественном (природном, дообщественном) состоянии, руководствовались безмерным эгоизмом и они договорились умерить его путем объединения в общество и установления государственной власти. Власть, усмиряя эгоизм каждого, обеспечивает совместную деятельность людей на благо всех. Таким образом, обосновывалась идея разумного эгоизма как главного двигателя человеческой жизнедеятельности.

Основополагающим во взглядах мыслителей Нового времени на человека и общество был натуралистический подход, т.е. понимание человека и общества как природных по всей сути явлений. «Потребности в такой концепции, - справедливо отмечает А.И.Самсин, - играют очень существенную роль. С одной стороны, они связывают человека с природой, именно через естественные потребности природа подчиняет поведение человека своим законам. С другой стороны, естественные потребности проявляют себя в общественной жизни в виде интересов и стремлений к пользе. Так, через потребности осуществляется сведение социального к индивидуальному (физическому по своей природе) и тем самым сведение общественных законов к естественным, растворение общества в природе.

Мыслители Нового времени уделяли большое внимание побудителям человеческой деятельности. Они считали их причиной развития как человека, так и общества. Благодаря им человек способен совершенствоваться. И это совершенствование идет, по мнению Руссо, главным образом как развитие человеческого ума, которое обусловлено жизненными потребностями людей. Именно потребности людей в средствах существования вызвали к жизни все орудия труда и вызывают их постоянное совершенствование. Руссо впервые высказал мысль о воспитании людей в связи с развитием их потребностей и общественного строя.

Все потребности человека Гольбах делил на «первые потребности» и «мнимые». Первые вложены в человека природой. Пища, одежда, жилище, семья – вот предметы первых потребностей. Иначе говоря, естественные потребности – это все то, что необходимо для поддержания биологического существования человека. Они выступают побудителями человеческой деятельности, заставляют его трудиться. Их содержанием является стремление к самосохранению. Первые потребности обуславливают страсти и чувства человека, а также его интересы. Когда первые, естественные потребности удовлетворены, тогда они неизбежно заменяются «мнимыми» потребностями. По утверждению Гольбаха, «мнимые» потребности – это «утонченные» естественные потребности и возникают они в результате действия воображения индивида.

Гольбах рассматривал потребности как первичные по отношению к интересам. При этом под интересом он понимал ориентированность человека на пользу, на личное благо. Человек всегда действует в своих интересах. По мнению мыслителей Нового времени, несмотря на то, что потребности и интересы различны, между ними вполне достижима гармония. Эгоистическая природа человека может и не быть помехой в сочетании личных и общественных интересов. Для этого необходимо воспитание людей и совершенствование общественной жизни. Если общественное благо включает в себя благо каждого, то оно является высшим критерием нравственного поведения людей. Залогом этого является природное равенство людей. Каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть представлено равное право преследовать свою выгоду, от этого выигрывает общество в целом.

Абстрактный подход к человеку и его потребностям, разработанный мыслителями Нового времени, был доведен до крайности немецкими философами конца XVIII – начала XIX веков. Отвергая предшествующее понимание человека как природного по своей сути существа, они перешли к социально-исторической трактовке человека. Это означало признание развития человека в зависимости от исторического развития общества. При этом признавалась и собственная активность, деятельная сущность человека. Крайняя абстрактность этого подхода была связана с тем, что человек трактовался как порождение не природы, а некоторой духовной силы (абсолютного Я у Фихте, Абсолюта у Шеллинга, абсолютной идеи у Гегеля). Именно она стоит, в конечном счете, за всеми поступками людей и управляет ими. В процессе жизнедеятельности, полагал Гегель, люди добиваются удовлетворения своих потребностей, интересов, страстей, но благодаря этому осуществляется еще и нечто большее, что людьми не осознается, но скрытно содержится в их деятельности. Вот этот избыток человеческой деятельности, который человек не осознавал их, не планировал, но он оказался в полученном результате, Гегель связывал с хитростями мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через многообразие потребностей, интересов, страстей человека, принуждающих его к действиям.

Вместе с тем немецкие мыслители исследовали сложность, противоречивость процессов развития. Осуществляя конкретно-исторический подход к процессам развития (при общем крайне абстрактном понимании человека), они выявляли и глубоко исследовали конкретные противоречия человеческой жизни. Это касается в частности отдельных, разрозненных высказываний немецких философов о человеческих потребностях, ибо единой и цельной теории потребностей ими создано не было. Так, Гегель писал: «Человек … находит в природе материал для своих потребностей, но можно сказать, что материал для человека – это наименьшее; только посредством труда совершается бесконечное опосредование удовлетворения его потребностей».

Опираясь на принцип противоречивости развития, Гегель показал, что потребности динамичны, ибо активен сам человек. Они разнообразны в зависимости от сфер общественной жизни и меняются с развитием общества.

И все-таки в целом воззрения немецких философов (Фихте, Шеллинга, Гегеля) на человека и его потребности носили спекулятивно-умозрительный характер, ибо речь в них по-прежнему шла о человеке вообще, да теперь еще и оторванном от природы и отданным во власть некоего абсолютного духа.

Переход к земному, реальному, конкретно-историческому человеку и его потребностям в философии был впервые осуществлен Марксом и Энгельсом в XIX в.