Федеральный бюджет как инструмент государственной политики.
Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы России, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный долг, государственные расходы, бюджетный дефицит, межбюджетные и социальные трансферты). В тоже время, федеральный бюджет рассматривается как основной финансовый закон страны, финансовый план государства на трехлетний период.
В России правовой основой формирования федерального бюджета является Конституция РФ. Статья 71 основного закона устанавливает, что «… в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития». Более детализированное правовое регулирование вопросов формирования и исполнения федерального бюджета содержит Бюджетный кодекс РФ.
В настоящее время в России основная проблема формирования федерального бюджета связана с вопросом о степени его соответствия потребностям развития российской экономики и общества. Федеральный бюджет, с его сложившейся структурой доходной и расходной частей и действующей системой бюджетного перераспределения, должен решать основные задачи государственной политики, сформулированные в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а именно:
– достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан;
– переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития;
– поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;
– развитие человеческого потенциала;
– достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства;
– снижение регионального неравенства.
Серьезными проблемами формирования федерального бюджета в настоящее время являются:
слабая достоверность прогноза макроэкономических показателей;
зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов;
высокий уровень ненефтегазового бюджетного дефицита и наращивание государственного долга;
бремя обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы;
Возможны следующие направления совершенствования структуры Федерального бюджета:
1. Продолжение структурных реформ в экономической и социальной сфере.
2. Разработка и принятие специальной программы Правительства РФ по развитию доходного потенциала бюджетной системы РФ.
3. Переход к «программному» бюджету.
4. Концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях, обеспечивающих рост экономического потенциала страны.