Проявление нарушений коммуникативной функции речи

Нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

В качестве основы для комплектования специальных логопе­дических учреждений и выбора фронтальных методов воздействия широко используется психолого-педагогическая клас­сификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Ле­виной и основана на выделении прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педаго­гического подхода в обучении и воспитании.

На основе психолингвистических критериев — нарушения язы­ковых средств общения и нарушения в применении средств обще­ния в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы.

К первой группе относятся следующие нарушения: фонетичес­кое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; об­щее недоразвитие речи.

Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранности языковых средств общения.

Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошколь­ного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогичес­кой классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразви­ты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, логопед может четко представить себе направление коррекционного обучения при выявлении каждой категории речевого расстройства: общего недо­развития речи, фонетико-фонематического недоразвития, при недо­статках произношения звуков.

Каждая группа дефектов, в свою очередь, различается по фор­ме (природе) нарушения и степени его выраженности.

Вопрос№29.

Комплексный подход в системе оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи.

 

Значение комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при устранении речевых нарушений.

Р.Е. Левиной был разработан комплексный, динамический подход к пониманию речевой патологии у детей. Данный подход предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями, и понимание значимости этих связей для коррекционного обучения. Комплексный динамический подход к ребёнку с речевой патологией помогает сформулировать правильное заключение, отграничить первичную речевую патологию от общего интеллектуального недоразвития, а также наметить пути прогнозирования дальнейшего речевого и психического развития.

Для обоснования диагноза необходимо:

- комплексное медицинское обследование,

-логопедическое обследование,

- психологическое обследование,

- динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы, медикаментозное лечение.

В результате обследования определяем ведущий дефект и вторично связанных с ним нарушений, что является необходимым, прежде всего для определения направлений коррекционно-педагогической работы. Для понимания первичного дефекта в речевом недоразвитии необходимо тщательное неврологическое, психологическое обследование ребёнка с привлечением данных о состоянии его слуха, зрения.

 


Вопрос№29.

 

Комплексный подход в системе оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи.

 

Значение комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при устранении речевых нарушений.

Р.Е. Левиной был разработан комплексный, динамический подход к пониманию речевой патологии у детей. Данный подход предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями, и понимание значимости этих связей для коррекционного обучения. Комплексный динамический подход к ребёнку с речевой патологией помогает сформулировать правильное заключение, отграничить первичную речевую патологию от общего интеллектуального недоразвития, а также наметить пути прогнозирования дальнейшего речевого и психического развития.

Для обоснования диагноза необходимо:

- комплексное медицинское обследование,

-логопедическое обследование,

- психологическое обследование,

- динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы, медикаментозное лечение.

В результате обследования определяем ведущий дефект и вторично связанных с ним нарушений, что является необходимым, прежде всего для определения направлений коррекционно-педагогической работы. Для понимания первичного дефекта в речевом недоразвитии необходимо тщательное неврологическое, психологическое обследование ребёнка с привлечением данных о состоянии его слуха, зрения.

 

Вопрос №30

 

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений от сходных по проявлениям состояний.

 

Отбор детей в образовательные учреждения осуществляется на основании принципа отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий, для своевременного оказания коррекционно-педагогической помощи и правильного комплектования специальных школ (групп, классов ). Дети с речевой патологией должны иметь нормальный слух и первично сохранный интеллект. Поэтому большое значение уделяется правильной диагностике речевых нарушений и отграничению детей с речевыми патологиями от сходных состояний.

Необходимо отграничить общее недоразвитие речи от задержки речевого развития, задержки психического развития, умственной отсталости, нарушений слуха, раннего детского аутизма.

«Дифференциальная диагностика» – это нахождение критериев отграничения одних состояний от других нередко внешне сходных, но имеющих разную природу возникновения дефекта и требующих разных условий для их преодоления. ( М.С. Певзнер.)

Принципы дифференциальной диагностики, сформулированные Л.С. Выготским.

1. Дифференциальная диагностика строится на основе сравнительного метода исследования, должен быть ряд повторных срезов, ряд симптомов, полученных в живом процессе развития.

2. Этиологическая или причинная диагностика.

3. Типологическая диагностика: _по какому пути пойдёт развитие (онтогенез или дизонтогенез), анализ понятий, отражающих реальные, объективные процессы развития. – динамика последующего формирования речи.

4. Прогноз и пути коррекционно-педагогического воздействия.

 

Определение понятий «общее недоразвитие речи», «задержка речевого развития».

Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от задержки речевого развития.

Определение понятия «умственная отсталость»

Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от

умственной отсталости.

Определение понятия « сенсорная алалия».

Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от

нарушения слуха.

Определение понятия «ранний детский аутизм».

Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от

раннего детского аутизма.

Определение понятия «задержка речевого развития».

Дифференциальная диагностика при разграничении тяжёлых речевых нарушений от

задержки психического развития.


 

 

Вопрос № 35