Значение научных исследований Р.Е. Левиной для развития логопедии.

Родилась Р. Е. Левина 25 февраля 1908 г, в Самаре. Приехав в Москву, она в 1927 г. поступила во 2-й МГУ на педаго­гический факультет. Решающим в формиро­вании Розы Евгеньевны как ученого яви­лось ее участие в психологическом круж­ке под руководством Л. С. Выготского. Вместе с Р. Е. Левиной делали свои пер­вые шаги в науке Н. Г. Морозова, А. В. За­порожец, Л. И. Божович, Л. С. Славина, ставшие впоследствии блестящими учеными. Научные достижения Р. Е. Левиной, ее увлеченность наукой во многом обусловлены стремлением осуществить исследователь­ские замыслы Л. С. Выготского и тем эмо­циональным накалом, который царил в кругу его ближайших последователей.

Окончив 2-й МГУ, Р. Е. Левина с энту­зиазмом принимает предложение Л. С. Вы­готского возглавить клинику речи, которая по его инициативе была сформирована в 1933 г. при экспериментальном дефектоло­гическом институте. Работа в клинике поз­воляет ей собрать обширный материал для первой небольшой монографии «К психоло­гии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь)», изданной в 1936 г. Эта работа выдвинула Р. Е. Леви­ну в число ведущих отечественных специа­листов в области психологии речевых рас­стройств.

Изучение детской речевой патологии при­вело Р. Е. Левину к выявлению фундамен­тальных зависимостей частных дефектов от общего недоразвития речи и мышления.

В период Великой Отечественной войны Р. Е. Левина работала в г. Уфе в военном го­спитале, где вела восстановительную работу по преодолению афазических и гностиче­ских расстройств у раненых советских бой­цов.

В последующие годы Р. Е. Левина пришла к необходимости пересмотреть предмет и за­дачи логопедической науки. Применение разработанного ею к 1951 г. метода систем­ного психологического анализа (на осно­ве изучения неговорящих детей-алаликов) стало центральным для теории и практики речевой патологии. Ею было установлено и своеобразие мышления у детей с тяже­лыми нарушениями речи. Результаты иссле­дований позволили разработать обшир­ную программу коррекции речевых рас­стройств.

Под руководством Р. Е. Левиной разра­ботана и внедрена в практику педагоги­ческая система преодоления заикания на основе раскрытых ею зависимостей этого дефекта от ряда причин, таких как нару­шения речевого поведения, аффективные сдвиги, неправильная организация воспита­ния, определенные особенности мыслитель­ной деятельности.

Исследования в области письменной речи стали темой докторской диссертации, защи­щенной в 1961 г.

Ее капитальный труд «Основы теории и практики логопедии» и ряд теоретических и методических работ создали основу для развития подлинно научной и методически оснащенной области специальной педаго­гики.

Р. Е. Левиной принадлежит также и на­учная разработка педагогического содержа­ния проблемы предупреждения речевых нарушений.

Роза Евгеньевна была блестящим диаг­ностом с огромным клиническим опытом, который помогал ей проникать в сущность

речевого нарушения и в то же время видеть в ребенке задатки развития, возможности преодоления и компенсации дефекта, нахо­дить в каждом случае наиболее резуль­тативные пути коррекции.

Р. Е. Левина руководила научной рабо­той и диссертационными исследованиями сотрудников лаборатории логопедии Инсти­тута дефектологии АПН СССР. Под ее руко­водством защитили диссертации 36 аспиран­тов из многих союзных республик (РСФСР, Украины, Грузии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Литвы, Эстонии и др.). Своей научной, практической, организаци­онной работой Р. Е. Левина способство­вала развитию в стране сети школьных и дошкольных логопедических учреждений.

 

Вопрос №3