Значение научных исследований Р.Е. Левиной для развития логопедии.
Родилась Р. Е. Левина 25 февраля 1908 г, в Самаре. Приехав в Москву, она в 1927 г. поступила во 2-й МГУ на педагогический факультет. Решающим в формировании Розы Евгеньевны как ученого явилось ее участие в психологическом кружке под руководством Л. С. Выготского. Вместе с Р. Е. Левиной делали свои первые шаги в науке Н. Г. Морозова, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Л. С. Славина, ставшие впоследствии блестящими учеными. Научные достижения Р. Е. Левиной, ее увлеченность наукой во многом обусловлены стремлением осуществить исследовательские замыслы Л. С. Выготского и тем эмоциональным накалом, который царил в кругу его ближайших последователей.
Окончив 2-й МГУ, Р. Е. Левина с энтузиазмом принимает предложение Л. С. Выготского возглавить клинику речи, которая по его инициативе была сформирована в 1933 г. при экспериментальном дефектологическом институте. Работа в клинике позволяет ей собрать обширный материал для первой небольшой монографии «К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь)», изданной в 1936 г. Эта работа выдвинула Р. Е. Левину в число ведущих отечественных специалистов в области психологии речевых расстройств.
Изучение детской речевой патологии привело Р. Е. Левину к выявлению фундаментальных зависимостей частных дефектов от общего недоразвития речи и мышления.
В период Великой Отечественной войны Р. Е. Левина работала в г. Уфе в военном госпитале, где вела восстановительную работу по преодолению афазических и гностических расстройств у раненых советских бойцов.
В последующие годы Р. Е. Левина пришла к необходимости пересмотреть предмет и задачи логопедической науки. Применение разработанного ею к 1951 г. метода системного психологического анализа (на основе изучения неговорящих детей-алаликов) стало центральным для теории и практики речевой патологии. Ею было установлено и своеобразие мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи. Результаты исследований позволили разработать обширную программу коррекции речевых расстройств.
Под руководством Р. Е. Левиной разработана и внедрена в практику педагогическая система преодоления заикания на основе раскрытых ею зависимостей этого дефекта от ряда причин, таких как нарушения речевого поведения, аффективные сдвиги, неправильная организация воспитания, определенные особенности мыслительной деятельности.
Исследования в области письменной речи стали темой докторской диссертации, защищенной в 1961 г.
Ее капитальный труд «Основы теории и практики логопедии» и ряд теоретических и методических работ создали основу для развития подлинно научной и методически оснащенной области специальной педагогики.
Р. Е. Левиной принадлежит также и научная разработка педагогического содержания проблемы предупреждения речевых нарушений.
Роза Евгеньевна была блестящим диагностом с огромным клиническим опытом, который помогал ей проникать в сущность
речевого нарушения и в то же время видеть в ребенке задатки развития, возможности преодоления и компенсации дефекта, находить в каждом случае наиболее результативные пути коррекции.
Р. Е. Левина руководила научной работой и диссертационными исследованиями сотрудников лаборатории логопедии Института дефектологии АПН СССР. Под ее руководством защитили диссертации 36 аспирантов из многих союзных республик (РСФСР, Украины, Грузии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Литвы, Эстонии и др.). Своей научной, практической, организационной работой Р. Е. Левина способствовала развитию в стране сети школьных и дошкольных логопедических учреждений.
Вопрос №3