Организация работы областного, Минского городского судов

Работу областного, Минского городского судов организуют председатель суда и его заместитель с помощью аппарата суда.

Председатель областного, Минского городского судов прежде всего является судьей, поэтому в круг его полномочий входят процессуальные функции, связанные с рассмотрением судебных дел. Он вправе: председательствовать в судебных заседаниях коллегии при разбирательстве дел по первой инстанции и в кассационном порядке; истребовать для проверки в порядке надзора судебные дела из районных (городских) судов; приносить протесты в порядке надзора на решения, приговоры, постановления и определения районных (городских) судов, вступивших в законную силу; приостанавливать исполнение решений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом; передавать дела для рассмотрения по первой инстанции при наличии предусмотренных законом оснований из одного районного (городского) суда в другой в пределах данной области (г. Минска); рассматривать жалобы и протесты на постановления районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях.

Как руководитель органа судебной власти среднего звена председатель областного (Минского городского) суда: руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; образует из числа судей составы судебных коллегий и представляет их на утверждение президиуму суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; истребует из районных (городских) судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса (ст. 31 Закона).

Председатель областного (Минского городского) суда имеет двух заместителей, которые одновременно являются председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.

Они осуществляют руководство работой судебных коллегий; могут председательствовать в судебных заседаниях либо назначают председательствующими членов коллегии; организуют работу судебных составов коллегии; представляют отчеты президиуму суда о работе коллегий; ведут личный прием граждан; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику (ст. 32 Закона).

В случае отсутствия председателя суда либо при невозможности осуществления им своих обязанностей его функции исполняет один из заместителей.

Председатели судебных составов, действующих в судебных коллегиях для рассмотрения дел в кассационном порядке, призваны организовать и обеспечить рассмотрение дел в соответствии с требованиями процессуального закона; распределять дела для подготовки и изучения между членами данного состава; председательствовать в судебных заседаниях; осуществлять контроль за исполнением кассационных определений; оказывать районным (городским) судам закрепленной за составом зоны помощь в правильном применении действующего законодательства; регулярно отчитываться на заседаниях президиума о работе состава.

Формой оперативного руководства судебной практикой являются совещания под руководством председателя суда, в которых принимают участие его заместители, председатели судебных составов и председатель соответствующего органа юстиции. На этих совещаниях анализируются итоги кассационной практики, вскрываются причины отмены и изменения приговоров и решений районных (городских) судов, вносятся конкретные предложения и намечаются организационные меры по предупреждению аналогичных нарушений закона.

Организационная работа в областном (Минском городском) суде ведется в различных направлениях с целью обеспечить все необходимые условия для надлежащего осуществления судебной деятельности.

Планирование работы суда осуществляется в текущих и квартальных планах. Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы: разрешение судебных дел по первой инстанции и в кассационном порядке, рассмотрение протестов в порядке надзора. В квартальных планах работы предусматриваются такие виды деятельности как обобщение судебной практики, проведение совещаний судей и работников аппарата, организация учебы судей нижестоящих судов, повышение квалификации судей и работников аппарата данного суда и т.п.

Прием граждан производится председателем суда, его заместителями, судьями и заведующим канцелярией в строго установленное время. Во время приема граждан им разъясняют необходимые правовые вопросы, принимают заявления и жалобы, выдают запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т.д. В случае, если жалоба требует рассмотрения, то определяется исполнитель, сроки и порядок разрешения.

Работа с кадрами областного (Минского городского) суда осуществляется председателем суда, его заместителями, председателями судебных составов и касается как судей, так и работников аппарата суда. Последние принимаются на работу и увольняются председателем суда. Подбор, расстановка и перемещение кадров ведутся на основе изучения профессиональных и нравственных качеств работников. Большое внимание уделяется повышению квалификации и обучению кадров в системе средних и высших юридических учебных заведений (заочного обучения), в институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белгосуниверситета, направлению на стажировку в Верховный Суд Республики Беларусь.

Важным направлением в деятельности областных (Минского городского) судов является изучение и обобщение судебной практики как нижестоящих судов, так и собственной кассационной и надзорной практики данного суда. В зависимости от целей она изучается и обобщается по различным категориям уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материального или процессуального законодательства, по итогам работы районных (городских) судов и т.п. Это позволяет выявить ошибки и недостатки в работе судебных коллегий или президиума областного (Минского городского) суда, нижестоящих судов, их причины, определить меры по улучшению судебной деятельности. Осуществляется эта функция в судебных коллегиях под руководством их председателей.

Работа по систематизации законодательства осуществляется в областном (Минском городском) суде также как и в районных (городских) судах. Она заключается в учете и хранении, ведении контрольных экземпляров официальных изданий законов, кодексов, других нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда, алфавитно-предметной картотеки по законодательству и судебной практики.

Делопроизводство ведется в целях обеспечения качества всей судебной работы, оформления ее результатов, исполнения принятых решений. Отвечающие за эту работу лица следят за сохранностью документов и движением дела в суде, ведут регистрационные журналы, книги, карточки и наряды установленной формы в канцелярии суда и судебных коллегиях.

Статистическая отчетность по рассмотрению уголовных и гражданских дел осуществляется под руководством председателя суда по соответствующим формам и в установленные сроки. Статистические отчеты направляются периодически в Министерство юстиции Республики Беларусь.

Областной (Минский городской) суд оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей. В практике сложились следующие формы этой деятельности: устное и письменное консультирование, по применению законодательства; совместное обобщение судебной практики; выезды в районные (городские) суды для оказания помощи на местах; участие в проверках организации работы районных (городских) судов, проводимых органами юстиции; руководство стажировкой судей районного (городского) суда, проводимой в данном вышестоящем суде; проведение регулярных совещаний районных (городских) судей, где обсуждаются актуальные вопросы их деятельности; организация семинаров и занятий по изучению нового законодательства.

Судьи областного (Минского городского) суда, за которыми закреплен соответствующий район или несколько районов области или города Минска, концентрирует у себя и фиксирует основные показатели, характеризующие работу определенного суда (судов) по осуществлению правосудия: поступление и сроки рассмотрения дел, исполнение судебных решений, стабильность приговоров и решений, меры процессуальной профилактики и т.п. При выездах в районные (городские) суды ими изучается состояние применения законодательства, порядок распределения дел между судьями, их специализация и нагрузка, культура проведения судебных заседаний, практика назначения наказаний, качество оформления процессуальных документов.

На основе результатов обобщений судебной практики областные (Минский городской) суды направляют в районные (городские) суды одобренные президиумом или судебной коллегией обзоры, содержащие анализ ошибок в работе по применению законодательства. Эти обзоры используются при проведении семинаров и совещаний с судьями, для выработки мер по устранению выявленных недостатков и совершенствования судебной деятельности.