Основные функции органов юстиции.

 

Права и обязанности органов юстиции и их должностных лиц

Органы юстиции в сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства осуществляют:

1. законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов;

2. юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов;

3. привлечение для осуществления законопроектных, эксперт­ных, научно-исследовательских работ и консультаций специали­стов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств;

4. официальное разъяснение нормативных правовых актов Пра­вительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Ре­спублики и по собственной инициативе;

5. правовую информатизацию, систематизацию законодатель­ства, ведение эталонного контрольного банка нормативных право­вых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации;

6. координацию научно-исследовательской работы государ­ственных органов и организаций в сфере законодательства.

Вопросами законопроектной работы занимается Департамент законодательства, который является структурным подразделением Министерства юстиции. В соответствии с основными задачами Де­партамент проводит правовую экспертизу; участвует в разработке и разрабатывает проекты нормативных правовых актов по поруче­нию Президента, Правительства, Премьер-министра Республики Казахстан и по собственной инициативе; анализирует действую­щее законодательство и вносит предложения по его совершенство­ванию; привлекает для осуществления законопроектных работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных; участвует в реализации правовой реформы в части совершенствования законодательства; ведет учет законодательства Республики Казахстан, государств

СНГ, выполняет и другие функции, предусмотренные Положением о Департаменте законодательства, утвержденного приказом Мини­стра юстиции РК от 25.02.00 г. N 18.

Действующее в республике законодательство способствовало повышению уровня социально-экономического благосостояния граждан, создало основу для роста и развития нашей страны во всех сферах ее жизнедеятельности. Однако дальнейшее интенсив­ное развитие общественных отношений требует своевременного законодательного сопровождения, отвечающего духу сегодняшне­го времени. В этих целях организационно-правовая форма ТОО «Институт законодательства при Министерстве юстиции» изме­няется на государственное учреждение, которое будет проводить фундаментальные и научные разработки в области построения правового государства, теории законотворчества и систематизации законодательства.

В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции уполномочены на:

1. подготовку, организацию заключения и исполнения в соот­ветствии с законодательством Республики Казахстан международ­ных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами;

2. юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан;

3. исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами;

4. проведение анализа по вопросам гармонизации, унифика­ции законодательства Республики Казахстан и иностранных госу­дарств, а также имплементации, признанных Казахстаном между­народных норм в законодательство Республики Казахстан;

5. участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллекту­альной собственности, в подписании таких договоров;

6. юридическую экспертизу проектов международных догово­ров.

В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и ад­министративного производства органы юстиции проводят:

1. подбор и расстановку кадров судебных экспертов;

2. организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу ли­цензий судебным экспертам в порядке, установленном законода­тельством Республики Казахстан о лицензировании;

3. материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций;

4. координацию научно-исследовательской работы в сфере су­дебной экспертизы;

5. дознание по делам о преступлениях, отнесенных к компетен­ции органов юстиции;

6. координацию научно-исследовательской работы государ­ственных органов и организаций в сфере предупреждения право­нарушений и преступлений;

7. производство по делам об административных правонаруше­ниях в соответствии с законом.

Судебно-экспертная деятельность возложена на Центр судеб­ной экспертизы Министерства юстиции. Судебные экспертизы проводятся сотрудниками Центра, имеющими высшее образова­ние, обладающими специальными научными знаниями в соответ­ствующей области судебной экспертизы, имеющими квалифика­цию судебного эксперта и внесенными в Государственный реестр судебных экспертов. Судебные экспертизы в Центре проводятся на основании постановления (определения) органов дознания, след­ствия, прокуратуры, суда, а также органов, уполномоченных рас­сматривать дела об административных правонарушениях.

В Центре производятся такие виды экспертных исследований, как: судебная экспертиза документов; судебная видеофонографическая экспертиза; судебная фототехническая экспертиза; судеб­ная трасологическая экспертиза; судебная баллистическая экспер­тиза; судебная экспертиза дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств; судебная экономическая экспертиза; су­дебная товароведческая экспертиза; судебная строительная экс­пертиза; судебно-технологическая экспертиза; судебная пожарно - техническая экспертиза; судебная взрывотехническая экспертиза; судебная экспертиза наркотических средств, психотропных ве­ществ и прекурсоров; судебная биологическая экспертиза; су­дебная экспертиза состояний психики и психофизиологических процессов человека и другие исследования, предусмотренные Инструкцией по производству судебных экспертиз и специализи­рованных исследований, утвержденной приказом Министра юсти­ции Республики Казахстан от 24 октября 2002 г. N 158.

Орган юстиции вправе производить дознание по делам о пре­ступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 358 УК (побег из мест ли­шения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предваритель­ном заключении); ст. 359 УК (уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы), ст. 360 УК РК (злостное неповиновение требованиям администрации уголовно-исполнительного учрежде­ния).

Лицо, подозреваемое в совершении преступления, в отношении которого осуществляется досудебное производство в форме дозна­ния, может быть задержано органом дознания. Дознание произво­дится в десятидневный срок с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела до передачи уголовного дела прокурору для направления его в суд. Этот срок может быть продлен начальником органа дознания до тридцати суток.

В сфере административного производства в соответствии со ст. 551 КоАП органы юстиции рассматривают дела об администра­тивных правонарушениях, предусмотренных статьей 128 КоАП (нарушение прав на изобретения, полезные модели, промышлен­ные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем). Рассматривать дела об административных правонару­шениях и налагать административные взыскания вправе руково­дитель уполномоченного органа в области прав интеллектуальной собственности и его заместители, руководитель областного, горо­дов Астаны и Алматы, органов юстиции и его заместители.

Одной из важных задач, возложенных на органы юстиции явля­ется государственная регистрация нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представитель­ных и исполнительных органов, а также государственный учет и контроль нормативных правовых актов Республики Казахстан. Государственной регистрации, в соответствии со статьей 38 Зако­на Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», под­лежат нормативные правовые акты центральных государственных органов, ведомств центральных государственных органов, Цен­тральной избирательной комиссии, а также маслихатов, акиматов и акимов, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан независимо от срока их действия (постоянные или временные), в том числе акты, содержащие го­сударственные секреты, за исключением нормативных постанов­лений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан.

В государственной регистрации нормативных правовых актов может быть отказано, если такой акт: ущемляет установленные законодательством права и свободы граждан; противоречит нор­мативным правовым актам вышестоящего уровня; выходит за пре­делы компетенции органа, его издавшего; не согласован с заинте­ресованными органами, если согласование необходимо; принят с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами.

Перечень зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов публикуется для всеобщего сведения.

Органы юстиции также осуществляют:

1. государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, за исключением участ­ников регионального финансового центра города Алматы, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;

2. государственную регистрацию актов гражданского состоя­ния, документирование, изготовление и выдачу гражданам Респу­блики Казахстан удостоверений личности и паспортов, учет и ре­гистрацию граждан;

3. государственную регистрацию прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию за­лога движимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества.

Контроль за соблюдением законодательства Республики Казах­стан в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов осуществляется органами юстиции путем проведения проверок деятельности лиц, осуществляющих последующее опубликование официальных текстов нормативных правовых актов. Проверки бывают плановые и внеплановые. В случае выявления нарушения законодательства Республики Казах­стан в области последующего опубликования официальных тек­стов нормативных правовых актов органы юстиции возбуждают дело об административном правонарушении.

Для реализации своей функции органы юстиции вправе вно­сить представление об устранении нарушений закона. Представ­ление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок и о принятых мерах сообщено в органы юстиции.

В сфере организации правовой помощи и оказания юридиче­ских услуг органы юстиции осуществляют:

1. подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, отзыв, приостановление и прекращение лицен­зий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законода­тельством Республики Казахстан о лицензировании;

2. руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за закон­ностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением пра­вил делопроизводства государственными и частными нотариусами;

3. лицензирование нотариальной и адвокатской деятельности, лицензирование деятельности по оценке имущества;

4. обеспечение деятельности органов записи актов гражданско­го состояния, документирование и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;

5. координацию и методологическое руководство деятельно­стью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов об­ластей, городов Астаны и Алматы;

6. контроль за качеством юридических услуг, оказываемых фи­зическим и юридическим лицам нотариальными конторами, орга­нами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;

7. аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, документирования, организацион­ное, методическое руководство этими органами, обеспечение еди­ной правоприменительной практики в их деятельности;

8. проставление апостиля на официальных документах, исходя­щих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов.

Главным приоритетом органов юстиции в этом направлении является создание необходимых условий, при которых гражда­не будут получать качественные и своевременные услуги. В на­стоящее время прорабатывается возможность подачи заявления на регистрацию юридических лиц по типовому уставу и выдачи дубликата свидетельства о госрегистрации организации через Ин­тернет. Министерством подготовлены комплексные предложения по совершенствованию государственного регулирования институ­тов адвокатуры и нотариата. Планируется пересмотреть в соответ­ствии с международными стандартами процедуру лицензирования нотариальной и адвокатской деятельности.

В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют:

1. межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства;

2. предоставление на договорной основе эталонных законода­тельных актов и иных нормативных правовых актов, информаци­онных и справочно-методических материалов, в том числе с ис­пользованием автоматизированной системы правовой информа­ции;

3. роль заказчика юридической литературы, литературы по про­блемам правовой пропаганды.

В реализации правовой пропаганды главная роль возложена на органы юстиции. Как известно, повышению правовой культуры граждан препятствует ограниченность в доступе к электронной базе нормативных правовых актов, так как данные услуги оказы­ваются на платной основе. В связи с этим министерством юстиции установлены безвозмездные «точки» доступа и пользования элек­тронной базой в 40 центрах обслуживания населения, 35 судах, 35 вузах и 79 научных библиотеках. Каждый желающий может бесплатно получить электронную версию текстов законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативно- правовых актов. К тому же на сайте министерства функционирует интернет-версия базы законодательства[30].

В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции обеспечивают:

1. обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку пред­ложений по совершенствованию законодательства в этой области;

2. организацию и проведение научно-исследовательских и дру­гих работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;

3. международное сотрудничество по вопросам охраны и ис­пользования объектов интеллектуальной собственности;

4. государственное регулирование отношений, связанных с со­блюдением норм авторского права и смежных прав пользователя­ми произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;

5. контроль за деятельностью организаций, управляющих иму­щественными правами на коллективной основе;

6. регистрацию авторского права в официальных реестрах;

7. регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на кол­лективной основе, и пользователями, на соответствующие спосо­бы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;

8. содействие организации импорта и экспорта прав на исполь­зование произведений;

9. регистрацию заявок на выдачу охранных документов на объ­екты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;

10. организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объек­тов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных докумен­тов и осуществление мер по поддержанию их в силе;

11. контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;

12. регистрацию лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достиже­ний, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов.

Основными функциями, обеспечивающими реализацию госу­дарственной политики в данной сфере, являются:

1. обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку пред­ложений по совершенствованию законодательства в этой области-

2. организацию и проведение научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;

3. международное сотрудничество по вопросам охраны и ис­пользования объектов интеллектуальной собственности;

4. государственное регулирование отношений, связанных с со­блюдением норм авторского права и смежных прав пользователя­ми произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;

5. контроль за деятельностью организаций, управляющих иму­щественными правами на коллективной основе;

6. регистрацию авторского права в официальных реестрах;

7. регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на кол­лективной основе, и пользователями, на соответствующие спосо­бы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;

8. содействие организации импорта и экспорта прав на исполь­зование произведений;

9. регистрацию заявок на выдачу охранных документов на объ­екты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;

10. организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объек­тов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных докумен­тов и осуществление мер по поддержанию их в силе;

11. контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;

12. регистрацию лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов.

Основными функциями, обеспечивающими реализацию государственной политики в данной сфере, являются:

1. охрана прав на произведения и объекты смежных прав, объ­екты промышленной собственности (изобретения, полезные мо­дели промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслужива­ния наименования мест происхождения товаров), селекционные

2. достижения;

3. осуществление в пределах своей компетенции международ­ного сотрудничества по вопросам охраны и использования объек­тов интеллектуальной собственности;

4. организация научно-исследовательских работ в области пра­вовой охраны и использования объектов интеллектуальной соб­ственности;

5. обеспечение приема и регистрации заявок на выдачу охран­ных документов на объекты промышленной собственности, селек­ционные достижения, топологии интегральных микросхем;

6. обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собствен­ности казахстанских и иностранных авторов, обладателей смеж­ных прав, их правопреемников при использовании произведений науки, литературы и искусства, в том числе и за рубежом;

7. хранение рукописей и копий произведений науки, литера­туры и искусства; регистрация авторского права в официальных реестрах;

8. регистрация лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав, выдача государственных регистрационных удостоверений;

9. осуществление и других функций, предусмотренных Поло­жением о Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции, утвержденным Правительством Респу­блики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120.

Органы юстиции, помимо вышеперечисленных, осуществляют и иные функции, предусмотренные законом.

Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе:

1. издавать нормативные правовые акты, подлежащие обяза­тельному исполнению центральными и местными государствен­ными органами, организациями, должностными лицами и гражда­нами;

2. осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию;

3. запрашивать и получать в порядке, установленном законо­дательством Республики Казахстан, от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;

4. осуществлять в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах проверку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;

5. обращаться с иском в суд в защиту прав, свобод и охраняе­мых законом интересов граждан, а также общественных или го­сударственных интересов в порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан;

6. осуществлять управление переданным им имуществом;

7. осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований;

8. вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;

9. осуществлять издательскую деятельность;

10. в установленных законом случаях и порядке составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонару­шениях, налагать административные взыскания в пределах своей компетенции;

11. осуществлять иные полномочия, предоставленные законо­дательными актами Республики Казахстан.