Методы государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности

Мировой опыт свидетельствует, что, как бы ни были распространены методы рыночной саморегуляции и велика доля частного сектора в экономике, государство всегда выступает ключевым фактором социально-экономического развития. А развитие экономики невозможно без роста инвестиций в основной кап и тал и повышения их эффективности, т.е. без позитивного положения дел в инвестиционно-строительной сфере.

Невмешательство государства в этот процесс оборачивается и серьезными экономическими последствиями. Если в конкурентной рыночной экономике падение платежеспособного спроса вызывает снижение цен, то монополии отвечают на уменьшение спроса не снижением цен, а сокращением объемов производства. Никакое снижение спроса в монополистической экономике не позволяет достичь так называемой «цены равновесия», поэтому данную проблему надо решать на основе разумной ценовой политики государства, включая эффективный государственник контроль за монопольным ценообразованием.

В то же время немедленная демонополизация нашей экономики не приведет к ее стабилизации, а лишь углубит кризис (искусственное нарушение единого технологического конвейера, плохое использование ОПФ, рост постоянных издержек, ослабление научно-прикладной науки, снижение качества изделий, уменьшение объемов производства, порождение новых, и более «узких» монополистов и т.д.). Напротив, государство должно стимулировать создание новых транзакционных (СНГ) корпораций, многопрофильных концернов.

Границы ГРЭ определяются размером валового внутреннего продукта, перераспределяемого через консолидированный бюджет и внебюджетные фонды, а также размерами государственного сектора экономики.

Существуют три группы методов государственного регулирования: правовые, административные и экономические. Роль административных методов регулирования экономики значительна в период кризисов, тогда как экономические методы преобладают во время стабильного развития народного хозяйства.

Административные методы — это меры запрета и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо защищенных слоев населения.

Наряду с административными средствами существует также неэкономическое регулирование — правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственно и целевого займа.

Экономические методы ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной (косвенные) и бюджетной политики (прямые).

Основные средства денежно-кредитной политики:

- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

- установление размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты стали обязаны хранить в центральном банке;

- операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие, как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Государственное регулирование инвестиционно-строительной сферы — это специфическая функция управления, признанная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования (индикативного, рекомендательного), бюджетного финансирования, налогообложение других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости. Государственные регуляторы и рыночные саморегуляторы должны способствовать достижению оптимальной структуры и инфраструктуры общественного хозяйства (структурной реформе) и деятельности конкретных субъектов экономических отношений как экономики целом, так и отдельных регионов на основе инвестиций в основной капитал.

Государственное регулирование инвестиционной сферы рыночной экономики должно обеспечивать упорядоченность сложнейших составляющих инвестиционного процесса, на которые не всегда могут эффективно влиять отдельно применяющие экономические или административные регуляторы.

При регулировании инвестиционно-строительной сферы ПРАВОВЫМИ МЕТОДАМИ следует выделять следующие аспекты направлений рыночной системы:

- антикризисный;

- антимонопольный;

- антизатратный;

- создание организационных структур и системы управления и адекватной этапу перехода к государственно регулируемой экономике.

Главные направления реформирования системы регулирования деятельности строительной сферы:

1. Усиление конкуренции.

2. Лицензирование деятельности строительных предприятий.

3. Бюджетно-финансовое регулирование.

4. Налогообложение предприятий строительной сферы.

5. Применение ужесточенных норм продолжительности строительства объектов.

6. Контроль за целевым использованием амортизационных ресурсов.

7. Ценообразование.

8. Ипотечное кредитование.

9. Диверсификация.