Лекция № 7. Управление исследовательским проектом

Материал лекции заимствован из следующей литературы

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.

2. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой С.Д. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

 

1. Понятие исследовательского проекта и его содержание

Одной из форм инновационного проекта являются исследовательские проекты.

Под исследовательским проектом мы понимаем раз­работанный план исследований и разработок, направ­ленных на решение актуальных теоретических и прак­тических задач, имеющих социально-культурное, на­родно-хозяйственное, политическое значение. В иссле­довательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические ре­шения.

Различают инициативные научные проекты; проек­ты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных сис­тем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др. Рас­смотрим их подробнее.

Инициативные проекты, как правило, осуществляют­ся небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных за­казчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.

Содержание инициативного проекта составляют:

• фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

• конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;

• предлагаемые методы и подходы (с оценкой сте­пени новизны), общий план работ на весь срок выпол­нения работы;

• ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);

• современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с ми­ровым уровнем;

• имеющийся у коллектива научный задел по пред­лагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные ме­тоды (с оценкой степени новизны);

• список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;

• перечень и характеристика имеющегося оборудо­вания.

Проект развития материально-технической базы на­учных исследований включает:

• фундаментальные проблемы, для решения кото­рых будет использовано дорогостоящее оборудование;

• указание сферы применения оборудования (под­разделение, организация и т.п.);

• общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;

• имеющийся задел по предлагаемому проекту;

• перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

• контракт на приобретение (или изготовление до­рогостоящего оборудования).

В проекте создания информационных систем и баз данных отражаются:

• область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;

• фундаментальные научные проблемы, для реше­ния которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;

• конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;

• предлагаемые методы и подходы;

• общий план работ на весь срок выполнения про­екта;

• ожидаемые результаты;

• современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

• имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, опи­сание созданных ранее ИС, основные публикации);

• наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;

• перечень дорогостоящих программных и аппа­ратных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;

• способы предоставления ИС научной обществен­ности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуника­ционный доступ, другие);

• стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти, кбайт); требуе­мый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и опера­ционные платформы, программные средства, необхо­димые для функционирования ИС);

• функциональные характеристики (тип ИС, коли­чество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представ­ления документа; организация и режим поиска);

• дополнительные возможности (сеть передачи дан­ных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

В издательском проекте показываются:

• фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;

• конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;

• план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40 000 знаков) и предполагаемый тираж;

• современное состояние публикаций в данной об­ласти науки;

• степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобще­ния, методике изложения);

• имеющийся у автора (авторского коллектива ) на­учный задел;

• полученные ранее результаты и разработанные методы;

• список публикаций автора (авторского коллекти­ва), наиболее близко относящихся к данному проекту.

Проект проведения экспедиционных работ раскрывает;

• фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;

• формулировку конкретно решаемой задачи; об­щий план работ;

• имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необ­ходимость проведения экспедиционных работ);

• перечень имеющегося и необходимого оборудо­вания.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:

• область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;

• перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;

• имеющийся опыт по научно-методическому ис­пользованию комплекса оборудования для фундамен­тальных исследований;

• основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчи­вую работу комплекса.

Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; ме­ханике, физике; астрономии; химии; биологии и медици­не; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.

Для исследовательского проекта характерно следующее:

• не повторяется (новизна);

• имеет заранее сформулированную цель;

• имеет определенное начало и конец;

• ограничен во времени и средствах;

• сложен;

• требует привлечения специалистов разных про­филей;

• имеет высокий приоритет.

Проект должен быть нацелен на достижение в тече­ние установленного времени и при использовании ограни­ченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

• создания проектной группы или образования творческого коллектива;

• управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).

Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью. Вместе с тем нередко реализация проекта требует организации рабо­чей группы.