Типы организационных структур управления и основные принципы их построения.

Тип организационной структуры в системе органов внутрен­них дел выражает собой принятый порядок отношений субъектов и объектов управления и их взаимосвязи, который определяется используемым видом субординационных связей и способом их осуществления.

В настоящее время в системе органов внутренних дел сущест­вует в основном три типа организационных структур управления — линейный, функциональный и смешанный (линейно-функ­циональный). Рассмотрим их сущность и сферы применения.

Линейный тип организационной структуры управления ха­рактеризуется построением структурных подразделений и должно­стей по принципу прямого подчинения, то есть полной централи­зацией управления.

При таком управлении руководитель органа или его структур­ного подразделения непосредственно руководит подчиненными объектами управления по всем видам выполняемых ими работ, концентрируя у себя всю информацию, и принимает решения. В связи с этим, этот тип управления требует от субъекта разносто­ронних знаний, больших способностей и возможностей для реше­ния достаточно разнообразных задач и осуществления эффек­тивного и оптимального управления. Недостатком этого типа управления является то, что при многообразии выполняемых функций и большом количестве исполнителей невозможно ква­лифицированное и оперативное руководство ими. Поэтому при­меняется этот тип управления в относительно небольших органах внутренних дел либо при управлении строевыми подразделениями.

Функциональный тип организационной системы управления характеризуется передачей прав линейного руководства несколь­ким нижестоящим субъектам управления, каждый из которых осуществляет его по одной из специализированных функций, то есть объекты управления в данном случае получают несколько функциональных руководителей.

Хотя такой тип организационной структуры управления и по­зволяет осуществлять более эффективное и детальное руководство подчиненными объектами управления, однако использование его ведет к потере централизации в руководстве и появлении у объек­тов нескольких непосредственных руководителей, что осложняет координацию их деятельности, а зачастую и снижает предметную ответственность субъектов за принимаемые решения. В связи с этим данный тип организационной структуры управления в сис­теме органов внутренних дел практически не применяется.

Смешанный (линейно-функциональный) тип организацион­ной структуры управления характеризуется сочетанием линейного и функционального типов управления. Он сочетает в себе поло­жительные моменты каждого из них в отдельности и в определен­ной мере свободен от их недостатков. Реализуется этот тип орга­низационной структуры управления в системе органов внутренних дел в форме, так называемого «концентрированного руководства», и в незначительной степени в форме «ограниченного функциона­лизма».

Сущность концентрированного руководства при данном типе управления состоит в том, что функциональные субъекты управления отдают команды объектам только через основного субъекта управления (начальника органа). Они в данном случае на более квалифицированном уровне разрабатывают проекты управленче­ских решений начальника, но право их принятия остается в руках руководителя, обеспечивающего единство руководства.

В системе органов внутренних дел форма «ограниченного функционализма» состоит в том, что руководителям (главным об­разом функциональных подразделений материально-технического обеспечения, финансовые и др.) делегируется право отдавать рас­поряжения, обязательные для исполнения в нижестоящих органах внутренних дел.

Наряду с вышеперечисленными типами организационных структур управления в системе органов внутренних дел в настоя­щее время применяются и несколько иные типы управления. Так, в последнее время, в связи с осложнением оперативной обстанов­ки в тех или иных регионах, либо с возникновением новых задач (например при чрезвычайных ситуациях, либо в экстремальных условиях) широкое распространение начало получать создание программно-целевых организационных структур управления, яв­ляющихся наиболее гибкими и комбинированными. Такие струк­туры позволяют решать крупные межотраслевые и территориаль­ные проблемы путем сосредоточения управленческих воздействий и имеющихся ресурсов на комплексном использовании сил и средств в процессе программно-целевого планирования и преодо­ления всевозможных организационных и других барьеров. Приме­ром таких структур являются временные организационно-зональные группы органов внутренних дел и внутренних войск по Северному Кавказу, по отработке АВТОВАЗа и др. Такие про­граммно-целевые структуры, в зависимости от решаемых задач, могут быть как краткосрочными, так и долговременными.

Принципы построения организационных структур управления обусловливаются рядом факторов, прямо или косвенно определяющих то или иное их построение.

Во-первых, это цели и выте­кающие из них задачи и функции, поставленные перед тем или иным образованием, которые определяют предназначение систе­мы и ее организационную структуру. Так, в свя­зи с тем, что целевое предназначение аппаратов МВД, УВД и ГРОВД различно — различны и их оргструктуры. Различны и орг­структуры органов внутренних дел, хотя и одного уровня управле­ния, но решающие задачи по специфическим для данного региона правонарушениям (хищения драгметаллов, рыбопродуктов, неза­конное производство наркотиков, хищения в кредитно-финансовой и банковской сфере и пр.). Во-вторых, на характер построения оргструктур влияет и такой фактор, как существую­щие принципы и методы управления. Так, при более широком делегировании нижестоящим уровням управления тех или иных прав аппарат управления может существенно сокращаться и его структурное построение упрощается. Кроме этого, непосредствен­но на характер оргструктур влияет также и уровень квалификации работников аппаратов управления, а также применяемая техно­логия и техника самого процесса управления.

В настоящее время наукой управления сформирован ряд ос­новных принципов построения организационных структур управ­ления, соблюдение требований которых приводит к оптимизации оргструктурного построения:

—сокращение ступеней иерархической системы управления и их упрощение — сокращает возникновение промежуточных эле­ментов управления, улучшает оперативность управления, сокра­щает сроки прохождения команд, приводит к сокращению управ­ленческого персонала;

—соответствующее организационное обеспечение функций—означает выделение создаваемым и существующим оргструктурам необходимых кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых им для выполнения возложенных на них задач и функций;

—оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления — позволяет эффективно маневрировать силами и средствами;

—проведение единой кадровой и технической политики в от­расли, обеспечение сопрягаемости используемой в системе ин­формации создает условия для оперативного управления;

—исключение дублирующих функций в организационных
структурах управления повышает ответственность исполнителей,
персонифицирует их ответственность;

—обеспечение относительной равномерности нагрузок по каждому структурному подразделению исключает постоянный пере­смотр штатной положенности, исключает текучесть кадров и не­равномерные психологические, умственные, физические и эмо­циональные нагрузки.

Организационно-структурное совершенствование системы управления органами внутренних дел является постоянным, не­прекращающимся процессом, что объясняется меняющейся опе­ративной обстановкой в нашей стране и видоизменением задач, ставящимися перед органами внутренних дел. Такой процесс яв­ляется объективным не только для органов внутренних дел, но и для всех социальных систем, испытывающих воздействие со сто­роны объективных факторов, постоянно меняющихся как по со­держанию, так и по своему влиянию на системы.

В настоящее время основное внимание Министерства внут­ренних дел направлено на повсеместное создание специализиро­ванных подразделений криминальной милиции и милиции обще­ственной безопасности, то есть отраслевых подразделений, обес­печивающих выполнение основных задач, функций, возложенных на систему. С 1996 года совершенствуется структурное построение штабных подразделений всех уровней управления.

В заключение следует сказать, что при проектировании струк­турного построения системы органов внутренних дел, в настоящее время придается огромное значение структурно-функциональной специализации, позволяющей улучшить выполнение системой ее функций и повысить эффективность внутриорганизационного управления.

Для более оперативного решения задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью представляется целесообразным создание и временных структурных образований для решения проблем, связанных с различными изменениями оперативной обстановки или решения задач по раскрытию наибо­лее опасных преступлений.

Заканчивая рассмотрение вопросов совершенствования струк­турного построения органов внутренних дел, следует сказать, что серьезной предпосылкой для продолжения этих работ является разработка научно-обоснованных методов определения штатной численности по основным категориям сотрудников ОВД.