Категория истины и ее критерии в различных концепциях.

Результатом познания является истина. В различное время и при разных подходах в эту категорию вкладывался различный смысл. В обыденном сознании истина чаще всего воспринимается как соответствие знания о предмете самому предмету. Это так называемое корреспондентское понимание истины, которое восходит к Аристотелю. Однако уже в античности появляются и другие подходы к анализу истины. Так, Парменид указывает на два типа истины – получаемой на «пути мнения» и на «пути разума». Первый истиной как таковой не является, «путь мнения» может приводить к заблуждению. Греческая философия оперирует тремя различными понятиями, относящимися к знанию как к результату поиска истины – докса, эпистема и алетейя. Докса – это именно мнение, принимаемое большинством (отсюда ортодокс – человек, стремящийся строго соответствовать общепринятому мнению). Докса может быть истинным мнением, а может – заблуждением. Например, представление о том, что Земля плоская, было характерно для большинства людей того времени, но это мнение большинства оказалось ошибочным. Эпистема – это знание, полученное в результате логических рассуждений, оно представляет собой результат рациональных конструкций. Научные теории являются эпистемическим знанием. Такое знание более достоверно, чем мнение, однако и оно может оказаться не истинным или истинным только при определенных условиях, позднейшим примером тому является физика Ньютона, которая справедлива для механических систем, но не применима для термодинамических или квантовых процессов. Наконец, третий вид знания – алетейя – в дословном переводе означает «несокрытость». «Открытая» истина самим своим названием указывает на путь ее получения – это знание, данное непосредственно в процессе созерцания, ее можно рассматривать как интуицию, озарение или откровение.

Средневековая философия рассматривает два пути познания – разум и веру, причем к истине приводит только второй. Опираясь на слова апостола Павла «Вся мудрость человеческая есть безумие пред Богом», религиозные мыслители утверждают приоритет веры над разумом. В позднем средневековье появляется так называемая концепция «двойственной истины», являющая собой один из примеров понимания относительности этой категории. Эта концепция возникла из необходимости объяснения некоторых противоречий Библии. Уже Августин говорил о нескольких способах прочтения Священного Писания, из которых буквальное прочтение является наименее плодотворным. Однако в силу необразованности большинства населения более высокие уровни понимания Библии, например, аллегорический или символический, были для него недоступными. Соответственно, правом чтения и толкования Писания обладали лишь священнослужители, получившие специальную подготовку, для мирян же достаточным признавалось слушание проповедей. Истина, таким образом, разделялась на «истину для всех» и «истину для избранных».

Относительность истины глубоко анализировалась и в последующем; разделение ее на абсолютную и относительную явилось важнейшим методологическим принципом. Такое членение тесно связано с еще одной классификацией – объективная и субъективная истина.

Под объективной истиной понимают знания об окружающем мире, накапливаемые человечеством в ходе его исторического развития. Субъективная истина – знания, полученные каждым конкретным человеком (субъектом познания). Объективация происходит благодаря непрерывному процессу познания, уточнению уже имеющихся данных и получению новых. На каждом новом этапе развития объективная истина приближается к абсолютной, под которой понимают единую непротиворечивую систему знаний о всех предметах и явлениях окружающего мира, а также о человеке и обществе. Абсолютная истина недостижима, поскольку бесконечность и безграничность мира предполагает бесконечность процесса познания, к такой истине можно приближаться, однако полностью овладеть ей невозможно.

Существует несколько критериев истины, которые отличаются в различных концепциях познания. Корреспондентская теория истины выдвигает в качестве такого критерия непосредственное соответствие знания и предмета, проверка которого происходит благодаря нашим органам чувств. Более высоким уровнем развития этого подхода является марксистское утверждение о практике, как единственном критерии истины. Однако для ряда случаев непосредственная практическая подтверждаемость знания оказывается невозможной, например, когда речь идет о неевклидовой геометрии Лобачевского-Римана. В этом случае истинными являются такие суждения, которые не противоречат некоторым исходным, уже доказанным или принятым без доказательств. Такие суждения называются протокольными предложениями, а теория истины получила название теории протокольных предложений. Она подразумевает конвенциональность истины, т.е. зависимость ее от соглашений, принятых определенным сообществом людей. Теория протокольных предложений играет огромную роль как в научном познании, так и в социальной организации общества. Например, свод законов каждого государства представляет собой именно набор протокольных предложений, поэтому суждение «Убийство карается казнью на электрическом стуле» будет истинным для США и ложным для России. В таких случаях необходимо уточнение, о какой системе протокольных предложений идет речь.

Наконец, существует также прагматическая концепция истины, согласно которой истинность или ложность знания определяется возможностью его практического использования и рассматривается с точки зрения пользы для человека.