Познание. Теории познания.

Способность человека познавать окружающий мир является одним из уникальных явлений, которое находится в центре внимания многих наук. Психология, логика, медицина исследуют эту проблему с различных точек зрения. Раздел философии, изучающий проблемы познания, называется гносеологией.

Познание в философии понимается как способность человека определенным образом воспроизводить в своей психике идеальное отражение объективной реальности. Многообразие способов такого отражения привело к появлению различных концепций познания.

Античная философия представляет несколько концепций познания. Разделение чувственного и рационального познания было дано уже в философии элеатов – Протагор разделял «путь мнения» и «путь разума», причем единственно достоверным признавался именно последний. Платон высказал мысль о познании как процессе воспоминания, он считал, что все знания об окружающем мире уже при рождении заложены в душе человека, и наша задача – только вспомнить их Для облегчения воспоминания и необходим диалектический метод. Аристотель подробно проанализировал принципы познания и создал в общем виде первую – классическую – концепцию познания, заключающуюся в признании строгого соответствия предметов и явлений окружающего мира их идеальному отражению в формах человеческого мышления.

Средневековая философия поставила проблему разделения двух способов получения знаний – рациональный, при котором знания являются продуктом деятельности разума, и мистический, при котором приоритет отводится вере, а знание человек получает в форме божественного откровения. Мистическая традиция существовала и ранее, например, в учениях орфиков, однако именно христианская философия взяла ее в качестве основного способа познания. Мистицизм оказал серьезное влияние на ряд последующих концепций познания, трансформировавшись в конце Х1Х в. в интуитивизм – признание первичной основой познавательного процесса не рациональных форм мышления, а внезапного озарения. Появилась наука, исследующая закономерности такого озарения – эвристика. В настоящее время принято считать, что эвристическая составляющая играет немаловажную роль в познании наряду с логической (рациональной)

Огромное значение проблема познания приобретает в философии Нового Времени, где складываются два противоположных направления – эмпиризм и рационализм. Неоценимый вклад в исследование этого вопроса внес Кант, указавший на пределы возможности познания. Гегель и Маркс дали новую жизнь платоновской диалектике как одному из основных методов познания.

Современная философия рассматривает несколько основных теорий познания. Помимо уже упоминавшейся классической (аристотелевской), существует теория отражения, активно разрабатывавшаяся в современной философии..

Теория отражения подразумевает возможность отражения в человеческой психике предметов и явлений окружающего мира. Отражение понимается как фундаментальное свойство материи воспроизводить свойства отражаемого объекта, которое находит свое наивысшее развитие в особой материальной организации – человеческом мозге. Отражение присуще как неживой природе (отражение волн), так и живым организмам. Первичной формой отражения является раздражимость, т.е. способность живого существа воспринимать воздействия внешнего мира и определенным образом на них реагировать. У человека раздражимость выступает в качестве первой ступени познавательных процессов – ощущении. Под ощущением понимают отражение в психике отдельных свойств и качеств объекта окружающего мира при воздействии на органы чувств. Следующей ступенью является восприятие – отражение целостного образа предмета при воздействии на органы чувств. Восприятие выступает как синтез ощущений. Третьей ступенью является представление – отражение образа предмета в психике без воздействия на органы чувств.

Отражение присуще как человеку, так и животным, которые так же обладают ощущением, восприятием и представлением. Однако у человека отражение носит совершенно особенный характер. В первую очередь оно является активным, человек не только воспринимает окружающий мир, но и стремится его изменить в соответствии со своими целями и потребностями. Животные получают способность к познанию мира при рождении; у человека, разумеется, эта способность также является врожденной, однако огромную роль в ее развитии играют социальные связи. Такие, казалось бы, незыблемые и неизменные вещи, как восприятие цвета и звука, напрямую зависят от социальной среды. До сих пор ведутся споры о том, сколько цветов различали древние греки, ряд исследователей полагает, что четыре, некоторые называют цифру пять, но все сходятся на том, что количество цветов было меньше привычных нам семи. То же относится и к звуку – семитоновая или двенадцатитоновая музыка воспринимается современным человеком, но эта последняя была открыта совсем недавно. Таким образом, условия, в которых воспитывается человек, его социальные связи оказывают самое непосредственное влияние на развитие способности к отражению.