Материя и движение.

Признание материи первопричиной вещей – субстанцией – приводит к необходимости тщательного анализа этой категории. Материя понимается как всеобщая основа мира, взаимосвязь всех предметов и явлений окружающей природы, развивающийся субстрат, обладающий определенными изначально присущими законами развития. Часто можно встретить определение: «материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях».

В истории философии, как и в истории науки, часто встречались попытки отождествить материю как философскую категорию, с конкретными ее проявлениями. Так, античный материализм указывал на воду, воздух или огонь как на всеобщий субстрат. В Х1Х в., после открытия атомарной структуры вещества, в качестве конечной неделимой материи были признаны атомы, и т.д. Эти попытки изначально обречены на неудачу, поскольку материя в философском понимании этого слова является гораздо более широкой категорией. Она не может быть сведена ни к одному из известных на данный момент состояний вещества, как и к веществу вообще. Еще совсем недавно полагали, что материя в физическом смысле выступает в виде вещества и поля, однако современная физика заставляет пересмотреть и это положение, утверждая, что вакуум, который ранее рассматривался как абсолютная пустота, тоже является формой материального бытия. Любые попытки редукции материи к тем или иным ее проявлениям обедняют и упрощают наши представления об этой фундаментальной категории. Материя является объединяющим принципом, который получил раскрытие и в современных естественнонаучных теориях. Так, Эйнштейн доказал принципиальное тождество вещества и энергии, установив зависимость этой последней от массы.

Материя так же не поддается определению, как и категория бытия в целом, однако мы можем указать на некоторые ее свойства.

Важнейшей характеристикой материи является движение. В различные эпохи в это понятие вкладывался разный смысл, так, долгое время считалось, что оно может быть сведено к механическому перемещению. Развитие научной и философской мысли преодолело это заблуждение, и сейчас под движением понимается любое изменение вообще; отсюда возникает определенная иерархия движения – механическое, тепловое, электромагнитное, химическое, биологическое, социальное. Важно отметить, что падение камня с горы в пропасть и социальные волнения в каком-либо обществе, несмотря на несводимость их друг к другу, имеют принципиально единую сущность, и то, и другое является формой движения как фундаментальной характеристики материи. Высшие формы движения возникают на основе низших, поэтому, хотя и несколько условно, можно говорить о движении самого движения.

Понимание движения невозможно вне рассмотрения его во времени, время является необходимым условием движения, поскольку любые изменения протекают только во времени. Такая точка зрения заставляет нас обратиться к категориям пространства и времени как фундаментальных характеристик бытия (они будут рассмотрены чуть дальше).

Движение как философская категория является основой развития, также понимаемого в философском смысле. Не всякое движение является развитием, но любое развитие – это движение. Результатом развития является появление качественно новых свойств и характеристик того или иного объекта. Глубокий анализ этой категории был дан Гегелем, который раскрыл ее причины и закономерности. В первую очередь в качестве источника развития он называет противоречие, существующее в развивающемся объекте. При помощи диалектического метода можно показать механизм развития, который подчиняется законам диалектики. Развитие является универсальной категорией, применимой к неорганическим и органическим процессам, биологическим и социальным системам, это свойство материи, которая в своих высших формах оказывается способной к специфической деятельности, порождающей сознание человека.