Психоанализ.

Говоря о психоанализе, следует в первую очередь провести разграничение между двумя сторонами этого учения. Психоанализ возник как психотерапевтическая практика, и в качестве таковой он остается востребованным до сих пор. Психоанализ как философское течение завоевал широкую популярность, но достаточно быстро он подвергся серьезной критике, и уже ближайшие ученики его основателя Зигмунда Фрейда стали различным образом трансформировать основные доктрины своего учителя.

Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач-психиатр, занимавшийся проблемой неврозов, в первую очередь – навязчивых состояний.

В начале своей практики он широко использовал гипноз, которому обучался у знаменитого французского врача Шарко. Однако на определенном этапе Фрейд отказался от гипноза, сочтя этот метод слишком грубым. Причиной этому послужило появление в его системе совершенно новой категории – бессознательного.

Сейчас понятие бессознательного настолько прочно вошло в нашу жизнь, что кажется совершенно невероятным, что каких-то сто лет назад эта категория была совершенно неизвестная. Бессознательное понималось исключительно как отрицательное понятие, заключающееся в отсутствии сознания. Фрейд доказал, что бессознательное – одна из составляющих человеческой психики, ее активный элемент. Ему принадлежит заслуга создания трехуровневой модели психики.

Бессознательное, сознание и сверхсознание, по Фрейду, представляют собой неразрывные части единого целого. Подсознание – «Оно» - является низшим, базовым уровнем. Оно активно, хотя механизм этой активности не осознается субъектом. Однако его можно исследовать, для этого необходимо лишь снять контроль сознания. Для этой цели Фрейд разработал два ключевых метода психоанализа – анализ сновидений и метод свободных ассоциаций. В снах, утверждал Фрейд, открывается «королевская дорога в бессознательное». Метод свободных ассоциаций заключается в том, что человека просят произнести первое пришедшее ему в голову слово в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. При правильном подборе таких слов можно выявить содержание бессознательного, которое ускользает от рационального анализа.

Основной характеристикой бессознательного Фрейд считает половое влечение – либидо. Оно представляется Фрейду в виде некой психической энергии, требующей выхода. Бессознательное поэтому он называет кипящим котлом с плотно закрытой крышкой.

Самый верхний уровень – «Сверх-Я» (или суперэго) - это уровень культурных установок. Именно культура, по Фрейду, является причиной основного психологического противоречия – между стремлением либидо выплеснуться наружу, и невозможностью этого сделать в силу социальных ограничений. Общественные отношения накладывают запреты – «табу» - на проявления сексуальной активности человека, допуская ее в строго определенных формах и границах. Поэтому средний уровень – «Я» («эго») – вынужден постоянно балансировать между требованием выхода либидозной энергии и культурными запретами. «Бедное эго», как называл его сам Фрейд, старается справиться с этим противоречием, переводя энергию либидо в социально приемлемые формы – творческую деятельность науки и искусства, политику, спорт и т.д. Этот процесс Фрейд называет сублимацией. Либидо бессознательного, табу сверхсознания и сублимация сознания – вот основные категории психоанализа в его первоначальном виде. Успехи применения этой методики как психотерапевтической практики побудили Фрейда распространить ее на объяснение социокультурных явлений. Именно это послужило поводом для последующей критики первоначального психоанализа, получившего название фрейдизм. Сведение всего богатства человеческой культуры только лишь к проявлениям сублимированного либидо оказалось достаточно схематичным и условным, такие ученики Фрейда, как Юнг и Фромм отказались от излишнего сексизма своего учителя. Тем не менее, заслуга Фрейда в проявлении роли бессознательных процессов, их влияния на человеческую жизнь неоценима.

Фрейда часто называют одним из трех великих революционеров, к которым относят так же Дарвина и Маркса. Имеется в виду, что Дарвин продемонстрировал животное начало человека как биологического вида, освободив наши представления о собственном происхождении от божественного вмешательства; Маркс показал, что социальные процессы базируются на экономических интересах, опять-таки лишив их возможности быть описанными в рамках теологии; Фрейд же показал, что последнее прибежище Бога в человеке – его собственный разум, который почитали как божественную искру, тот самый дух, который Бог вдохнул в первого человека, - также оказывается не индетерминированным, а зависимым от бессознательных процессов.

Психоанализ послужил мощным инструментом для последующих исследований. ЫВ частности, структурализм, чьим основным философским интересом является проблема власти и свободы, испытал огромное влияние этого направления, хотя интерпретации структуралистов порой не совпадали с классическим психоанализом.