Анализ и управление производственными запасами
Управление запасами имеет огромное значение, как в технологическом, так и в финансовом аспектах.
Для финансового менеджера запасы — это иммобилизованные средства, т.е. средства, отвлеченные из оборота.
Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было быполучить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, самое простое решение — положить деньги в банк под проценты).
Кстати, эти косвенные потери при определенных обстоятельствах могут стать и прямыми — исследования показывают, что при вынужденной реализации активов, например, в случае банкротства компании, многие оборотные средства «вдруг» попадают в разряд неликвидов, а вырученная за них сумма может быть гораздо ниже учетной стоимости.
Принципы управления запасами – это поиск ответов на следующие вопросы:
1) какова должна быть структура источников запасов (соотношение собственных и заемных средств в финансировании запасов);
2) каков должен быть объем запасов?
~ можно ли в принципе оптимизировать политику управления величиной запасов;
~ каков должен быть оптимальный объем заказываемой партии;
~ какой объем запасов является минимально необходимым;
~ когда следует заказывать очередную партию запасов?
Суть проблемы оптимизации размера запасов достаточно очевидна и вербально может быть описана следующим образом. Известно, что на предприятиях существует производственный запас, например сырья и материалов, в то же время его можно не создавать, а покупать соответствующие материалы изо дня в день по мере необходимости.
Почему этого не происходит? Можно привести, по крайней мере, две причины: во-первых, предприятию, как правило, приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров; во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае непоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии гораздо больше, чем потребность в них на текущий день.
Одной из основных составляющих оборотного капитала являются производственные запасы предприятия.
Запасы и затраты включают:
· сырье и материалы,
· незавершенное производство,
· готовая продукция,
· товары для перепродажи,
· прочие запасы.
Политика накопления запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ) неизбежно ведет к оттоку денежных средств вследствие:
1. увеличения затрат, связанных с владением запасами (аренда складских помещений и их содержание, расходы по перемещению запасов, страхование имущества);
2. увеличения затрат, связанных с риском потерь из-за устаревания и порчи, а также хищений и бесконтрольного использования ТМЦ;
3. увеличения суммы уплачиваемых налогов (налога на прибыль, НДС, налога на имущество);
4. отвлечения средств из оборота, их «омертвления». Издержки связаны с вмененной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла бы быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.
Большинство предприятий допускает, что образование запасов имеет такую же степень риска, что и наличные для данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек хранения используют среднюю вмененную стоимость капитала предприятия.
Основные причины накопления запасов:
· избежание потери клиентов из-за отсутствия запасов;
· возможность изучения клиентом товара перед его покупкой;
· возможное повышение или понижение цены на сырье;
· обеспечение бесперебойной работы фирмы и отсутствие необходимости
· сокращения персонала;
· выпуск продукции в объемах, позволяющих минимизировать издержки;
· "игра" на росте цен и затрат;
· гарантия быстрой поставки клиентам;
· дополнительное страхование на случай сбоев в системе снабжения.
Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида оборотных активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.
Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей.
Большое количество заказов на приобретение сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от своих поставщиков снижения цен (так как больший размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки).
По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам. Задача финансового менеджера — выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.
Для финансового менеджера предметно-вещностная природа запасов не имеет особого значения; важна лишь общая сумма денежных средств, омертвленных в запасах в течение технологического (производственного) цикла; именно поэтому можно объединить эти, на первый взгляд разнородные, активы в одну группу.